Пластичные смазки. Применение
Пластичные смазки обеспечивают длительную и надежную работу механизмов. Выработка пластичных смазок достигает 1 млн. тонн в год, и это куда меньше объема производства смазочных масел (примерно 40 млн. тонн/год).
В некоторых случаях смазки призваны упорядочивать износ, не допуская трения и заклинивания поверхностей, а также воздействия агрессивных веществ, абразива. Есть и такие смазки, которые замене не подлежат вовсе (или имеют очень большие интервалы замены). Свойства подобных смазок не изменяются в течение всего периода работы.
Большинство смазок имеет антикоррозионные свойства. Чтобы обеспечить антикоррозионную защиту металлических поверхностей в процессе транспортировки или хранения нужны консервационные смазки. Уплотнительные смазки рассчитаны на герметизацию зазоров в узлах, а также герметизацию трубопроводов.
Ряд специальных смазок могут следующее: повышение коэффициента трения, токоизоляция или, напротив, токопроводность, работа в условиях радиации, вакуума…
Под дисперсионной средой могут подразумеваться разные масла и жидкости. Используются также синтетические масла для смазок, которые эксплуатируются в экстремальных условиях: сложные эфиры, фторуглероды, фторхлоруглероды, полиалкиленгликоли, полифениловые эфиры, кремнийорганические жидкости.
Сфера использования смазки зависит прежде всего от температуры плавления и разложения дисперсной фазы, а также от концентрации и растворимости в масле.
Загуститель влияет на антифрикционные свойства, устойчивость к воде, коллоидную, механическую и кислотостойкость смазки. Чтобы придать такие свойства смазке — в состав добавляют соли карбоновых кислот, высокодисперсные вещества, тугоплавкие углеводороды.
Присадки бывают: противоизносные, противозадирные, антифрикционные, защитные, вязкостные, адгезионные.
Некоторые из присадок оптимизируют сразу несколько свойств.
Что может быть наполнителем? Очень часто используют графит, дисульфид молибдена, полимеры (у них малый коэффициент трения). Если нужна смазка для тяжелонагруженного узла (трение скольжения), то берутся резьбовые уплотнительные или антифрикционные смазки с добавлением оксидов цинка, титана, алюминия, олова, бронзы, латуни.
Классификация смазочных материалов
Видов смазочных материалов на рынке представлено множество: пластинчатые, жидкие, твердые и даже газообразные. Каждый из этих видов делится на свои подвиды и имеет классификации. Но основные характеристики одинаковы.
Наиболее распространенными являются пластинчатые виды смазок. Они имеют густую пастообразную консистенцию и применяются для смазывания подшипников, рычажных механизмов. Менее распространёнными, но пользующимися спросом, называют твердые смазки, до затвердевания они представляют собой порошок или суспензию, для которых нужен загуститель.
Классифицируют смазки и масла по следующим признакам:
- по составу;
- по консистенции;
- по области применения.
По консистенции
Смазки различаются по консистенции на пластинчатые, полужидкие и твердые. Каждая из них в своем составе имеют процентную долю масла, загустителя различных примесей и присадок для улучшения их физико-химических свойств.
Пластинчатые применяются в основном в автомобильной технике. Твердые применяют для плотного и качественного уплотнения и защиты техники. К жидким относят моторные масла. Используются для смазывания всех деталей и из бесперебойной работы.
Общая массовая доля присадок в смазке не более 5%. Они задают определенную химическую формулу и состав. Основными добавками являются – дисульфид молибдена и графит.
По назначению
Конечно, применять один и тот же ГСМ в автомобильных двигателях и судоходном строительстве не стоит. Поэтому есть определенное разделение, которое помогает сделать правильный выбор. Кроме того, существуют таблицы применения автомобильных смазок. Разберемся во всем подробнее:
- Смазки узкоспециализированные разработаны были для каждой из отраслей в отдельности, то есть применять их нужно строго в своих отраслях.
- Консервационные применяются для долговременной защиты и покрытия деталей. Таким образом, защита от коррозии достигает 70%.
- Уплотнительные предназначены для улучшения герметизации зазоров, резьбовых соединений, упрощения сборки и демонтажа арматурных изделий.
Особое внимание стоит уделить ГСМ антифрикционным. Они в отличие от всех остальных имеют свою классификацию:
- Термостойкие хорошо себя проявляют при высоких температурах.
- Морозостойкие предоставляют возможность беспрепятственного использования смазок в холодное время года и обеспечения полного смазывания и прогона масла по необходимым местам.
- Химически стойкие не позволяют детали взаимодействовать с кислородом, тем самым предотвращают коррозию.
- Общего назначения – солидол, литол.
- Смазки для приборов.
В производстве используются следующие смазочные масла: автотракторное, авиационные и индустриальные.
По составу
Смазки по составу бывают нефтяные и синтетические. Каждая из них имеет свои свойства, цену и область применения
Очень важно подобрать подходящий ГСМ
- Для небольших мощностей с высокими скоростями выбирают минеральные, синтетические применимы для высоких нагрузок с низкими скоростями.
- Следующими будут мыльные смазки. Они производятся с различными загустителями. В качестве них используют соли мыльных кислот. Такие ГСМ устойчивы к температурам. Однако, имеют особые условия хранения.
- Натриевые смазки узкоспециализированы. Имеют ряд недостатков: легко смываются водой, к тому же температура плавления низкая.
- Бариевые смазки.
- Литиевые смазки широко применимы. Имеют отличные показатели. А в цене ничуть не дороже обычного солидола.
- Неорганические смазки применяют в качестве загустителя термически устойчивые присадки.
- Органические – одни из самых термоустойчивых ГСМ. Температура плавления составляет порядка 220 градусов Цельсия.
- Углеводородные смазки применяются для защиты деталей и их консервации. Однако, помните, применять их рекомендуется лишь во внутренних частях техники. Ибо они имеют свойство притягивать и собирать на себе пыль с грязью и твердыми частицами.
Каждая из описанных смазок обладает особыми свойствами. Подбирать ГСМ стоит в соответствии с ними. Кроме этого, есть условия хранения и применения любых смазочных материалов:
- Наносить ГСМ можно пальцами, кисточкой, тряпочкой, губкой.
- Хранить ГСМ необходимо в темном месте. Срок годности 5 лет. Но и после она является рабочей, в случае соблюдения всех эксплуатационных правил.
- При попадании смазки в глаза, срочно промыть их проточной водой. Если боль и резь в глазах не проходят, обратиться в ближайшее медицинское учреждение.
- Обязательно нужно уточнять совместимость разных ГСМ. В противном случае может произойти порча или поломка детали.
Минеральные смазочные материалы более популярны среди производителей, которые их используют. Это связано с их технико-физическими свойствами. Они лучше, чем у синтетики.
Виды консистентных смазок
Пластичные консистентные смазки имеют широкий ассортимент, что связано с различными эксплуатационными требованиями, в зависимости от сферы применения. Консистентные смазки, можно разделить на виды в зависимости от основы (минеральной или органической):
- Натриевые – бюджетный вариант, который используется в механизмах, работающих в температурном диапазоне от 60 до 100 градусов. Недостатком является разрушение в результате воздействия воды.
- Литиевые – применяются в механизмах большого давления, отличаются долгим эксплуатационным сроком. Также подвержены воздействию воды.
- Силиконовые – минимизируют трение в процессе роботы, а также отлично противостоит воздействию воды, обладая антикоррозийными свойствами.
- Алюминиевая – может использовать для работы в широком температурном диапазоне, отличается высокими антикоррозийными свойствами, благодаря устойчивости к воде.
- Тефлоновая – относится к высокотемпературной смазке, сохраняет свои свойства при температуре до 250 градусов.
- Полиуретановые – абсолютно безопасные для человека, поэтому применяются в пищевой и медицинской промышленности. Срок их службы ограничен, так как со временем они разлагаются.
Следует отметить, что универсальных консистентных смазок не существует, так как различные сферы применения имеют разные требования. Поэтому можно выделить 3 группы:
- промышленные (применятся для различных механических узлов);
- медицинские (используются для медицинского и пищевого оборудования);
- специальные (сфера применения ограничивается офисной и бытовой техникой, а также измерительными приборами).
Популярные смазки для авто
Современный рынок изобилует смазочными материалами, Цена консистентных смазок вполне доступна, выбор большой, поэтому всегда можно подобрать самый подходящий в том или ином случае материал. Компания «Супротек» предлагает автомобилистам восстанавливающую триботехническую смазку «Супротек Универсал-М» и восстанавливающую триботехническую консистентную смазка «Универсал-PRO». Эти составы значительно увеличивают ресурс подшипников, зубчатых передач, ШРУСов и других узлов, где используется смазка. Главное достоинство – восстановление геометрии детали при незначительной степени износа.
Концентрат вводят в рабочую полость узла прямо в имеющееся там смазывающее вещество. По возможности следует перемешать две субстанции до однородного состояния. Если не получается хорошо смешать концентрат со смазкой, следует эксплуатировать автомобиль в щадящем режиме, пока эти два вещества не перемешаются самостоятельно.
Качество – консистентная смазка
Качество консистентных смазок оценивают по совокупности физико-химических показателей, отдельные из которых рассмотрены ниже.
Качества консистентных смазок в значительной мере характеризует температура каплепадения. Она показывает, при каких условиях может работать данная смазка. Эта температура определяется падением первой капли смазки при ее нагревании в специальном приборе.
Характеристики консистентных смазок. |
Качество консистентных смазок определяется кинематической вязкостью, температурой застывания, эффективной вязкостью, температурой каплепадения.
Качество консистентных смазок определяется температурой капле-падения, пенетрацией, вязкостью, температурой застывания.
Качество консистентных смазок определяется водостойкостью, температурой каплепадения, степенью пенетрации, содержанием механических примесей и отсутствием корродирующей способности.
Качество консистентных смазок значительно повышается при добавлении дисульфида молибдена возможно более высокой дисперсности. Результаты испытания показали, что процент добавок MoS2, продиспергиро-ванного с помощью ультразвука, снижается на порядок, по сравнению с полученным на струйной мельнице ( 0 2 против 2 %) с одновременным повышением износостойкости механизмов.
Смазочные масла, применяемые для автомобильных кранов. |
Качество консистентных смазок характеризуется температурой каплепадения, пенетрацией, вязкостью, температурой застывания.
Качество консистентных смазок определяется их свойствами, перечисленными ниже.
Качества консистентных смазок в значительной мере характеризует температура каплепадения. Она показывает, при каких условиях может работать данная смазка. Эта температура определяется падением первой капли смазки при ее нагревании в специальном приборе.
Качество консистентных смазок определяется их свойствами, перечисленными ниже.
Качество консистентных смазок определяется их свойствами, перечисленными ниже.
Качество консистентных смазок оценивают, определяя их свойства, нормируемые действующими ГОСТ и техническими условиями. Для некоторых смазок, помимо определения показателей качества, обязательных для всех смазок данной группы, определяют также специфические показатели качества, характерные для сферы применения и состава данной смазки.
Качество консистентных смазок определяется пенетрацией, температурой капления и содержанием воды.
Молибденовая смазка МС 1000
Рабочие пределы температур -40 +120°С. Материал имеет вид мази черного цвета, относится к консистентным смазкам защитного действия с широким применением. Основой смазывающего состава является литиевое мыло, дисульфид молибдена, а также специальные присадки, обеспечивающие вязкость и термостойкость. Кроме металлов смазка совместима с полимерами и резиной. МАтериал хорошо взаимодействует с более дешевыми смазками типа Литол 24 без негативного действия на уровень смазывания, является экологически безопасной.
Молибденовая составляющая материала обеспечивает износостойкую плёнку в трущихся элементах подшипников валов и втулок с плакирующим эффектом микронаращивания изношенных поверхностей. В сравнении с дешевыми смазками МС-1000 имеет более длительный срок эксплуатации, что компенсирует его более высокую стоимость.
Применяется: в смазке узлов автомобилей с интенсивными режимами эксплуатации; в тяжело-нагруженных редукторах, в том числе винтовых червячных передач; в опорах вращения мощных электродвигателей; в штамповочном, прессовом и кузнечном оборудовании; на железнодорожном транспорте.
П.С.
В заключении нужно отметить, что кроме выше описанных марок отечественных пластичных смазок существует продолжительный ряд импортных аналогов под различными брендами, которые охватить в полной мере в одном материале невозможно. Основной целью статьи есть раскрытие видов и свойств, а также тенденций передовых разработок консистентных смазок отечественного и импортного производства для обслуживания подшипников.
Консистентная смазка, что это такое?
Иное наименование: пластичная смазка. Представляет собой дисперсную смесь жидкой классической основы с загустителем, удерживающим консистенцию при определенных (рабочих) температурах.
Что такое консистентная смазка с точки зрения агрегатного состояния? Ее нельзя отнести ни к жидкостям, ни к твердым предметам. Это мазеобразное вещество с отличной адгезией (достаточно липкое, чтобы удерживаться на необработанных поверхностях).
Консистентная смазка под микроскопом
До определенного объема (или толщины слоя) смазка удерживается на поверхности детали в любых положениях: горизонтальное, вертикальное.
Наибольший интерес представляет переходный период агрегатного состояния. Под нагрузкой, непосредственно в зоне контакта обработанных деталей, смазка переходит в жидкое состояние, равномерно распределяясь по поверхности.
В состоянии покоя, субстанция сохраняет первоначальную форму, и не удаляется из рабочей зоны самостоятельно. Так же точно ведет себя сливочное масло при комнатной температуре.
При намазывании на хлеб – состав растекается, как жидкость. Стоит прекратить воздействие – масло остается в той же форме, в которой было нанесено.
В качестве примера, посмотрим, как работает смазка консистентная для подшипников. Даже если сепараторы не закрыты кожухом (открытый подшипник), состав остается в рабочей зоне, как при работе узла, так и в состоянии покоя.
А в точке касания роликов (шариков) и обоймы, густота сменяется на жидкость, и обеспечивает надежное антифрикционное покрытие.
При этом стоит хоть капле смазки выдавиться из зоны работы, она моментально фиксируется, и не разбрызгивается за пределы агрегата. При отсутствии загустителя, масло просто вытекло бы из сепаратора подшипника.
Производство подобных составов – это целая индустрия. Например, Exxon Mobil Corporation выпускает консистентную смазку Mobil для подшипниковых заводов: она закладывается в обойму прямо на конвейере.
Нефтяные концерны постоянно совершенствуют химический состав, улучшая характеристики и потребительские свойства пластичной смазки.
Характеристики антифрикционных смазок
Любая марка консистентной смазки отличается своими эксплуатационными свойствами, обеспечивающими максимальное сохранение смазываемого механизма в определённых условиях. Для широкого понимания спектра свойств смазок поясним ряд их основных характеристик.
Прочность смазывающего материала характеризуется способностью его оставаться на вертикальных и наклонных поверхностях смазываемого узла. Низкий предел прочности будет говорить о повышенной текучести, высокая прочность не будет позволять проникать смазке во внутренние труднодоступные места.
Вязкость – показатель является относительным так, как меняется в зависимости от температуры, действующих нагрузок и других условий. Консистентные смазки в спокойном состоянии являются высоковязкими. Приложенная нагрузка вызывает смещение между слоями материала. Медленная деформация материала не вызывает изменение вязкости. С повышением интенсивности перемещения слоёв вязкость снижается, а увеличенная текучесть материала позволяет проникать во все трущиеся полости подшипника.
Механическая стабильность позволяет реже проводить обслуживание смазываемого узла без снижения уровня защиты. Качественные материалы полностью восстанавливают свои свойства после нагрузки. Нестабильные смазки могут считаться пригодными к эксплуатации только при условии герметичности смазываемого узла.
Химическая стабильность говорит о устойчивости материала к окислительным процессам при взаимодействии с воздухом, вызывающим потерю смазывающих свойств. Данный показатель отвечает за долговечность материала.
Испаряемость — показатель говорящий о уменьшении базового смазывающего вещества в материале при нагревании. По сути испаряемость указывает на интенсивность потери эксплуатационных свойств смазки, в результате которых в основной массе материала остаётся только загуститель. Сигналом потери базового состава в смазке есть повышенная её вязкость. Чем ниже данный показатель, тем выше срок эксплуатации смазывающего материала.
Тест показывает следующие преимущества:
- Снижение уровня трения между высокоскоростными деталями;
- Увеличивается скольжение среди работающих элементов;
- Образуется плотная защитная пленка и срок эксплуатации механизмов повышается в разы;
- Водостойкая смазка защищает металл от воздействия влаги и появления коррозии;
- Практически не подвергается воздействию агрессивных сред;
- Образовывает теплообмен, предотвращая перегрев.
Использование пластичной смазки позволяет применять ее на любых поверхностях: вертикальных, горизонтальных, для шестерен, подшипников, цепей, шрусов. Благодаря своей консистенции она хорошо будет держаться, не растечется, не сваляется в ком, не отойдет от поверхности, образовывает пленку и плотно соединяется с металлом.
Говоря о недостатках, тест показывает их отсутствие. Исключением может послужить неправильное применение или неверный подбор материала
Также нужно обратить внимание на срок годности, силиконовая смазка практически не портится, но приобретать товар, который долго пролежал на складе все же не стоит
Виды консистентных смазок
- Базовая основа (минералка или синтетика) не сильно влияет на базовые свойства, она определяет качество и цену. Назначение зависит в основном от типа присадок, особенно – загустителя.
- Натриевые (также могут использоваться с кальцием). Умеренный температурный диапазон (70°C — 100°C). Недорогие в производстве, но разрушаются при воздействии воды.
- Литиевые имеют продолжительный срок службы, выдерживают большое давление в рабочей зоне. Так же зависимы от влажности.
- На основе силикона. Обладают хорошими антифрикционными свойствами. Кроме того, консистентная силиконовая смазка не смывается водой и может быть использована в качестве антикоррозийной защиты и защиты резиновых уплотнителей.
- Алюминиевые особенно устойчивы к воздействию воды (и других жидкостей). Защищают металлические поверхности от окисления, работают в условиях термонагрузок.
- Консистентная смазка с тефлоном выдерживает температуры до 250°C. Практически не переходит в жидкое агрегатное состояние, оставляя на поверхности своеобразную антифрикционную пленку. Не проводит электрический ток.
- Полиуретановые смазки безвредны для человека, поэтому активно применяются в пищевой и медицинской промышленности. Имеют ограниченный срок службы, поскольку подвержены биологическому разложению.
Силиконовый воск Suprotec — A-PROHIM SR100
На российском рынке представлена продукция как отечественных, так и зарубежных производителей. Из продукции с маркировкой «made in Russia» стоит выделить силиконовый воск SR100 от компании Suprotec — A-PROHIM из Петербурга. Состав может применяться также как электропроводная автомобильная смазка для контактов. Например, это средство хорошо защищает аккумуляторные клеммы и другие электрические контакты от коррозии.
Новая линейка товаров A-PROHIM («АПРОХИМ»)
В течение первой половины 2019 года будет производиться поэтапная замена товаров автохимии «Супротек» и товарной линейки, которая был представлена на A-proved.ru на новую, объединенную линейку.
Покупателей ожидают (список будет пополняться):
- Сервисные средства: новый силиконовый воск, универсальный очиститель металла на базе очистителя тормозов, «Жидкий ключ».
- топливные присадки: очиститель топливной системы с измененной, более эффективной формулой и многофункциональные чистящие присадки SGA и SDA.
- очистители: дезинфицирующий спрей для очистки системы вентиляции и очиститель для рук.
- пластичные смазки: обновленная версия восстанавливающих смазок для подшипников и шарниров.
О времени выпуска и появлении каждого нового товара в магазинах будет объявлено отдельно.
Силиконовый воск Suprotec — A-PROHIM SR100 используется не только как смазка для автомобильных дверей, электрических цепей или полимерных деталей. Автомобильная силиконовая смазка — это средство, которое закладывают в узлы, работающие в условиях динамических нагрузок. Консистентная силиконовая смазка применяется для смазывания ремней вентилятора и ГРМ, троса спидометра. Смазка поддерживает эластичность ремней, снижает трение. В результате применения уменьшается шумность работы узлов, исчезают посторонние звуки (скрежет и т. п.).
Виды и характеристики СОЖ
Основными техническими характеристиками СОЖ являются плотность и вязкость, которые зависят от состава и определяют их смазывающие и охлаждающие качества. Также важным свойством охлаждающей жидкости является температура замерзания, определяющая условия, в которых возможно применение смазки.
В зависимости от состава, СОЖ подразделяются на две группы:
- масляные
- водосмешиваемые (синтетические и полусинтетические).
По форме выпуска различают концентраты и готовые к применению эмульсии. В особую группу можно выделить аэрозоль, применяемый на нестационарных рабочих местах.
Виды консистентных смазок
- Базовая основа (минералка или синтетика) не сильно влияет на базовые свойства, она определяет качество и цену. Назначение зависит в основном от типа присадок, особенно – загустителя.
- Натриевые (также могут использоваться с кальцием). Умеренный температурный диапазон (70°C — 100°C). Недорогие в производстве, но разрушаются при воздействии воды.
- Литиевые имеют продолжительный срок службы, выдерживают большое давление в рабочей зоне. Так же зависимы от влажности.
- На основе силикона. Обладают хорошими антифрикционными свойствами. Кроме того, консистентная силиконовая смазка не смывается водой и может быть использована в качестве антикоррозийной защиты и защиты резиновых уплотнителей.
- Алюминиевые особенно устойчивы к воздействию воды (и других жидкостей). Защищают металлические поверхности от окисления, работают в условиях термонагрузок.
- Консистентная смазка с тефлоном выдерживает температуры до 250°C. Практически не переходит в жидкое агрегатное состояние, оставляя на поверхности своеобразную антифрикционную пленку. Не проводит электрический ток.
- Полиуретановые смазки безвредны для человека, поэтому активно применяются в пищевой и медицинской промышленности. Имеют ограниченный срок службы, поскольку подвержены биологическому разложению.
Литиевые смазки EFELE
Минеральные пластичные смазкиEFELE на основе лития или литиевого комплекса представлены следующими материалами: EFELE MG-211, EFELE MG-212, EFELE MG-213 и EFELE MG-214. Они эффективно работают в диапазоне температур от -40 °С до +160 °С. Эти смазки изготовлены на высококачественных минеральных маслах, поэтому их стоимость ниже, чем у аналогичных полусинтетических или синтетических материалов. Несмотря на это, минеральные смазки EFELE обладают высокими рабочими характеристиками.
EFELE MG-214 – это многоцелевая пластичная смазка, изготовленная на основе литиевого мыла. Диапазон рабочих температур -40…+120 °С. Предназначена для применения в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых передачах и других узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, дорожно-строительных, сельскохозяйственных и других механизмов промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения.
EFELE MG-211 – за счет введения в состав материала противозадирных присадок, она получила повышенную несущую способность и может работать даже в аварийных ситуациях, спасая оборудование от заклинивая и остановки. Диапазон ее рабочих температур составляет -30…+120 °С. Она хорошо себя зарекомендовала в узлах трения ходовой части автомобилей и подъемно-транспортных машин, подшипниках электродвигателей и вентиляторов, в направляющих и шариков-винтовых передачах металлообрабатывающего оборудования, в узлах конвейеров, горно-добывающего, цементного, сталелитейного и общепромышленного оборудования.
EFELE MG-212 – в состав этой литиевой многофункциональной смазки помимо противозадирных EP-присадок в качестве твердосмазочного наполнителя введен дисульфид молибдена. Такой состав позволяет смазке работать в условиях повышенных нагрузок даже в запыленных условиях. Диапазон рабочих температур от -30 до +120 °С. Применяется в узлах трения ходовой части автомобилей, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков и других транспортных средств, работающих в тяжелых условиях эксплуатации, в высоконагруженных подшипниках общепромышленного обоурдования, подшипниках электродвигателей и вентиляторов.
Среди комплексных литиевых смазок
можно отметить EFELE MG-213 с противозадирными EP-присадками. Такой состав позволяет ее использовать в условиях повышенных нагрузок и температур до +160 °С. Она обладает хорошей водостойкостью и практически не смывается. Применяется в узлах трения легковых и грузовых автомобилей, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков и других транспортных средств, а также в высоконагруженных подшипниках общепромышленного, металлургического, деревообрабатывающего оборудования, оборудования по переработке и производству полимеров, подшипниках электродвигателей и вентиляторов и т.д.
Синтетическая полиальфаолефиновая
смазка EFELE SG-311 также изготовлена на литиевом загустителе.
Благодаря использованию полиальфаолефинов литиевая смазка EFELE SG-311 получила следующие преимущества:
- Очень низкую минимальную рабочую температуру (-60 °С)
- Способность работать при низких температурах и высоких скоростях
- Высокие антикоррозионные свойства
- Высокие термостабильность и стойкость к окислению
- Малую летучесть и коксуемость по сравнению с минеральными маслами
- Больший индекс вязкости по сравнению с минеральными маслами
- Невысокую стоимость по сравнению с другими синтетическими маслами
- Совместимость с пластмассами и эластомерами.
Она успешно выполняет свои функции в любой климатической зоне и используется для смазывания зубчатых передач в редукторах автомобильных стартеров, подшипников автомобильных генераторов, направляющих, деталей электропривода сидений, люка автомобиля; кнопок и ручек управления автомобиля; реечной передачи рулевого управления; подушек безопасности, защелок, рукояток, шарниров и рычагов дверных ручек, антенн, пластмассовых подвижных соединений автомобилей; шлицевых валов; небольших зубчатых передач, работающих на высоких и умеренных скоростях. Малое изменение вязкости с понижением или повышением температуры позволяют применять EFELE SG-311 для обслуживания узлов трения точных механизмов и приборов; офисной техники, в которых имеются пластиковые детали; пар трения пластик-пластик и пластик-металл в электромеханических устройствах.
Как правильно и безопасно применять
- Хоть смазка считается малоопасной, но ее надо использовать с использованием средств индивидуальной защиты (СИЗ).
- Смазка способна гореть! Вспыхивает 24й литол при температуре +183 градусов в закрытой таре. В открытой посуде температура вспышки составляет +199 градусов. Температурный диапазон воспламенения от 250 до 364 градусов. То есть, литол нельзя оставлять на печки, в бане рядом с печкой, на электрических нагревателях.
- При возгорании смазки Литол 24, как и любого другого твердого, пластичного или жидкого вещества, потушить можно пеной. На огнетушителях есть надпись ПО-1Д, ПО-3А. Также, литол можно потушить водой, так как вода будет на поверхности, она накроет пламя. Но, горящее масло не потушить водой, так как масло поднимется над водой из-за меньшей плотности и будет продолжать гореть.
- При постоянном использовании различных горюче-смазочных материалов (ГСМ) помещение должно быть оборудовано вытяжкой притока и оттока воздуха.
- Литол 24 не проводит электрический ток.
В плане безопасности Литол относится к 4 классу. Это означает, что данная смазка безвредна для окружающей среды и человека. Но, тем не менее, при работе с ней нужно придерживаться действующих требований охраны труда на предприятиях. Помещения, в которых ведутся работы со смазкой должно иметь приточную и вытяжную систему вентиляции.
Не следует забывать и о том, что Литол-24 горюч. Его температура вспышки в открытом состоянии составляет +199 °С, в закрытом – +183 °С. В случае возгорания тушение можно производить пенами ПО-3А или ПО-1Д, а также распыляя воду.
Литол-24 широко используется в промышленности, автомобилях и даже быту. В некоторых закрытых подшипниках он закладывается на весь срок службы узла. Смазка наиболее востребована при обслуживании подшипников качения и скольжения всех видов, узлов трения электрических машин и индустриальных механизмов, узлов транспортных средств и техники, зубчатых передачах, шарнирах и т.д.
В автомобилях Литол используют для обслуживания следующих узлов:
- Осей
- Валов
- Подшипников скольжения
- Петель
- Тросов управления в оболочке
- Шлицевых соединений
- Шарниров подвески и рулевого управления, которые снабжены пресс-масленками
- Подшипников оси октан-корректора распределителя зажигания
- Подшипников стартера и генератора
- Подшипников промежуточной опоры карданного вала
- Нерегулируемых подшипников полуосей
- Регулируемых подшипников ступиц и т.д.
В каких узлах нельзя применять
Данную смазывающее вещество нельзя использовать для смазки шарниров равных угловых скоростей в гранатах, в шрусах. В шрусах следует использовать молибденовую смазку, но никак не литиевую. К литиевым смазкам также относится Циатим 201, а вот Циатим 221 относится к кальциевой.
Для консервации литол 24 также нельзя использовать. В этом случае надо использовать его подвид, то есть Литол 24 РК.
Автомобильные детали и узлы, которые надо смазывать
- регулируемые подшипники ступицы колес;
- нерегулируемые подшипники полуосей;
- промежуточные подшипники кардана;
- подшипники в генераторе;
- подшипники стартера;
- подшипники оси октан-корректора распределителя зажигания;
- рулевые шарниры и подвески с пресс-масленками;
- шлицевые пары;
- тросики;
- подшипники скольжения;
- оси;
- валики;
- пыльники;
- болты и гайки.
В переднеприводных автомобилях смазывают пыльники, их полностью забивают этой смазкой.
В автомобилях с ведущими задними колесами эту смазку используют для смазки крестовины кардана.