Подшипники

Как понять, что возникла поломка

Для того чтобы своевременно провести своевременную замену изделий, необходимо прислушиваться к следующим признакам:

  • Во время езды появляется шум. Чаще всего такой признак свидетельствует о необходимости замены детали на переднем или заднем колесе.
  • Во время набора скорости шум переходит в гул;
  • При вхождении в повороты шум исчезает, но может появится неприятное щелканье. Это свидетельствует о неисправности ступичного подшипника.
  • В спокойном состоянии появляется люфт колеса.

Однако правильно выявить, какой расходник необходимо менять, можно только после полной диагностики у специалиста. Самостоятельно выявить поломку сможет только опытный водитель.

Дополнительные обозначения

Различают две категории:

  • префикс;
  • суффикс.

Начнем с приставки. Она находится перед цифровым кодом и составляется по правилам:

  • запись начинается справа;
  • отсутствующие позиции отбрасываются, а если совсем нечего писать в дополнении, то и тире, разделяющие части кодировки, не нужно.

Рассмотрим составляющие справа налево:

  1. Класс точности. К самым высоким относятся аббревиатуры «5», «4», «Т» и «2». Немного хуже – «0», «6», «6Х», остальные показывают, что показатель совсем плохой. Тогда можно признать изделие низкокачественным. Это происходит, когда соотношение всех элементов не точно выверено. Так как маркируются подшипники после их изготовления, то при найденной погрешности, указывается плохой префикс.
  2. Радиальный зазор. Классифицируется по шкале от 0 до 9, измеряется в десятых частях миллиметра и показывает расстояние между шариками, то есть между элементами качения. Оптимальными считаются срединные значения. Нормальный показатель может никак не отображаться в записи.
  3. Ряд момента трения. В основную, часто используемую группу входят – 1, 4 и 7. Остальные нужно сверять по документу РД ВНИПП.021-01.
  4. Категория А, В или С. Последняя – стандартная, она не имеет особенных требований, поэтому часто даже не указывается. А вот если вы имеете дело с А или В, то рядом будут проставлены цифровые значения, обозначающие класс.

Справа, в суффиксе, идет необязательная, но важная информация о дополнительных указаниях. Обычно она нужна тем, кто имеет дело с нестандартными моделями. Указывается кириллическими буквами. Запрос можно сделать в целой системе нормированных списков: ГОСТы 5721, 24696, 24850 и 7872.

Подшипники скольжения

Данный вид опорного элемента вращения механизма имеет простейшую конструкцию и не смотря на своё древнее происхождение активно используется в конструкциях современных механических узлов.

Конструкция и особенность работы

Подшипник может представлять собой втулку или пару вкладышей, образующих радиальную плоскость скольжения для вращающихся деталей механизма. В большинстве случаев элемент скольжения статичен и жёстко посажен цилиндрическую полость опор вращения валов механизмов.


Работа подшипника скольжения

Уменьшение трения во взаимодействующих плоскостях подшипника и вала обеспечивается смазкой, где смазывание может происходить как естественным разбрызгиванием вращающегося механизма, так и принудительно, под давлением автономной системы смазки узла.

В зависимости от конструкции опоры, окружных скоростей и условий работы в зоне скольжения различают три типа трения рабочих поверхностей подшипника скольжения:

  • сухое
  • граничное
  • жидкостное
  • газодинамическое

Стоит понимать, что даже при жидкостном типе трения между поверхностями в момент запуска кратковременно будет возникать граничное трение в опоре механизма.

Одним из важнейших технических критериев в работе скольжения является расчет зазора между трущимися поверхностями, для обеспечения образования достаточного слоя смазочного материала. Такой расчёт производится на основе гидродинамической теории смазки, где минимальная толщина масляной плёнки исчисляется микронах (мкм – микрометрах).

Типы

Среди подшипников скольжения по типу действующих нагрузок различают радиальные и упорные (осевые).

По структуре и форме плоскостей скольжения подшипники различаются на: одно-поверхностные и много-поверхностные; со смещением поверхности скольжения по направлению вращения или без смещения для сохранения возможности обратного вращения; с смещением центра или без смещения для окончательной установки после монтажа валов механизма.

Применение

Часто подшипники скольжения в виде втулок можно увидеть в составе шарниров рулевых тяг, поворотных цапф управляемых колёс различной техники, а также на валах в составе отдельных узлов различного назначения, таких как: масляные насосы, стартера, рулевые редукторы и тд.


Устройство вкладышей скольжения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания

Подшипники скольжения остались во многом не заменимы в конструкциях кривошипно-шатунных двигателей внутреннего сгорания, где термодинамические нагрузки просто не позволяют использовать подшипники качения.

Материал изготовления

Рабочие поверхности скольжения изготавливаются из износостойких антифрикционных материалов таких, как карбид вольфрама или хрома, баббит и бронза, полимерные композиты, керамика. В изготовлении вкладышей могут использоваться технологии порошковой металлургии или высокоскоростного газопламенного напыления.


Материал изготовления биметаллических вкладышей скольжения

Подшипники качения

Эти узловые опоры состоят из двух колец, но кроме них, в основе всегда есть тела, обеспечивающие покачивание, и сепаратор. На внутренней поверхности расположены желоба, выполняющие роль дорожек. В редких случаях сепаратор может отсутствовать, но тогда и уровень сопротивления становится выше.

Назначение

Основная цель устройств – служить упором для вращающихся частей механизмов. Именно поэтому они являются более популярными, чем узлы, обеспечивающие скольжение. Используются в электрических машинах и других конструкциях, где необходимо обеспечить износостойкость, длительную работу без смазки.

Классификация

Такие детали могут разделяться по нескольким признакам, но самым распространенным является деление по форме тел и приему нагрузки. К первой группе относятся уже упоминаемые ранее шариковые и роликовые узловые опоры. Вторая схожа с делением подшипников скольжения по типу нагрузки.

Технические характеристики

Для выбора того или иного устройства необходимо учесть несколько основных параметров. Самыми важными являются:

  • • Габаритные размеры, установленные стандартом ISO.
  • • Базовое и полное обозначение, включающее в себя буквенно-цифровой код, указывающий на тип, размер и конструкцию.
  • • Допуски, соответствующие классам.
  • • Зазор, общее расстояние, на которое одно кольцо может переместиться относительно другого.

Подобрать необходимую деталь в соответствии со всеми характеристиками предлагает . В нашем ассортименте представлены самые разные подшипники, подходящие для любых механизмов.

Преимущества и недостатки

Главными плюсами являются: небольшая стоимость и массовое производство. При необходимости их легко можно заменить, а значит монтаж и обслуживание машин станет более удобным. Смазочные материалы используются в небольших количествах, что позволяет не тратить много времени на уход за механизмами.

К недостаткам относят:

  • • Излишнюю чувствительность к вибрации и ударным нагрузкам.
  • • Чрезмерный нагрев и опасность разрушения на высоких скоростях.
  • • Большие радиальные размеры.
  • • Шум во время работы.

Несмотря на существенные недостатки, сегодня они являются самыми популярными во всем мире.

Как выбрать ступичный подшипник

Знать, какие фирмы ступичных подшипников выпускают наиболее качественные детали не достаточно. Нужно еще уметь отличить оригинальную продукцию от подделки. Есть проверенные критерии, по которым автовладельцы определяют качественные запчасти. Команда проекта ВыборЭксперта расскажет о них, чтобы вам было проще сделать свой выбор.

Оригинал или подделка

Чтобы выбрать оригинальную деталь, достаточно визуально ее осмотреть. Начнем с упаковки: она должна быть целой, без разрывов и вмятин. Стыки могут быть заклеены только клеем. Скотч на упаковке не допускается.

Деталь не может иметь сколов, отпечатков или царапин. Все стальные поверхности должны блестеть. На лицевой части подшипника можно увидеть наименование компании производителя и страну выпуска запчасти.

В комплектации с деталью должен идти технический паспорт, в котором указана дата ее выпуска, рекомендуемый пробег, используемые материалы для изготовления. Тут же разработчик указывает гарантийный срок.

Если хоть один из перечисленных выше пунктов будет нарушен, становится высокой вероятность, что в руках у вас подделка, а не оригинал. В таком случае опираться на гарантийные сроки и другую информацию, предоставленную на упаковке, нет смысла.

Страна-производитель

Самые хорошие подшипники на автомобиль изготавливают немецкие, японские и шведские заводы. Из германских поставщиков запчастей автолюбители выделяют: SWAG и FAG. У компании FAG логотип очень простой и запоминающийся: красная надпись FAG на белом фоне. А вот у второго бренда помимо надписи SWAG на логотипе обязательно присутствует слово Germany. Сам логотип имеет синий окрас.

Из японских производителей автомобилисты отдают предпочтение компаниям NSK и KOYO. У первого поставщика запчастей эмблема содержит: красную надпись NSK на белом фоне. Над ней может присутствовать словосочетание: Motion&Control. А вот у KOYO в логотипе указано три слова на синем фоне: Koyo Jtekt Group. Они обозначают принадлежность фирмы к группе мировых лидеров по производству запчастей.

Размеры

Замена ступичного подшипника ВАЗ, Lada, Volvo, Volkswagen, Ford и других автомобилей проводится с предварительным замером детали

Всего во внимание берут три основных показателя:

  • Внутренний диаметр (D1) – диагональ, проведенная между внутренними стенками ролика;
  • Внешний диаметр (D2) – общая диагональ агрегата;
  • Ширина (H) – высота детали в горизонтальном положении.

В отличие от других запчастей подшипник невозможно сточить или нарастить. Поэтому он должен отвечать размеру в точности до миллиметра.

Обычно производитель указывает на упаковке перечень соответствия маркам и моделям авто. Но этот список не полный. Он может не включать в себя малосерийные бюджетные машины или автомобили, снятые с производства.

Комплектация

В зависимости от того собираетесь вы купить задний ступичный подшипник или передний, на отечественное авто или зарубежное, от баварского изготовителя или японского, комплектация продукта будет отличаться.

Минимальный набор включает в себя:

  • Подшипник;
  • Уплотнительное кольцо из резины;
  • Гайку-фиксатор;
  • Технический паспорт.

В наборах с хорошим качеством этот список дополняется минимум 2-3 уплотнительными резинками, которые изготавливаются из силикона.

Упорные подшипники

В табл. 37 приведены основные разновидности упорных подшипников качения.

Однорядные шариковые упорные подшипники (табл. 37, эск. 1) предназначены для восприятия осевых нагрузок в одном направлении. Радиальную нагрузку упорные шариковые подшипники воспринимать не могут. Их применяют только в сочетании с радиальными подшипниками (скольжения или качения).

Одно из колец подшипника плотно сажают на вал (по диаметру d), а другое устанавливают в корпусе. Для предотвращения трения между валом и свободным кольцом внутренний диаметр d, последнего делают на несколько десятых миллиметра больше, чем закрепленного кольца.

Свойство самоустанавливаться придают, выполняя опорную поверхность одного из колец подшипника по сфере и устанавливая его на шайбе со сферической опорной поверхностью (2).

Двухрядные шариковые упорные подшипники (3, 4) предназначены для восприятия осевых нагрузок обоих направлений. Частота вращения у этих подшипников ограничена. Под действием повышенных центробежных сил шарики смещаются с беговых канавок (особенно если осевая нагрузка переменная), вследствие чего нарушается правильная работа подшипника.

Упорно-радиальные шариковые подшипники (5, 6) могут наряду с осевыми нагрузками нести довольно значительные радиальные нагрузки.

Упорные подшипники с цилиндрическими роликами (7—12) состоят из двух плоских колец, между которыми катятся цилиндрические ролики.

Ролики центрируют в подшипнике сепараторами (7), которые, в свою очередь, центрируют на валу или по одной из обойм подшипника (8). Применяют также центрирование роликов буртами на одной (9) или на двух (10) обоймах.

В подшипниках этого типа ролики катятся только в одной точке своей длины, на остальных участках происходит проскальзывание относительно поверхности беговых дорожек. Для уменьшения проскальзывания иногда применяют установку в ряд нескольких коротких роликов (11). Для восприятия осевых сил в обоих управлениях применяют двухрядные роликовые подшипники (12). Частота вращения у этих подшипников крайне ограничена. Их применяют в тихоходных тяжелонагруженных опорах.

Упорные подшипники с коническими роликами выполняют с конусами, вершины которых сходятся на оси подшипника (13, 14) что обеспечивает правильное качение роликов.

Сферические подшипники (15) обладают свойством самоустанавливаемости и могут нести большие радиальные и осевые нагрузки. Наружная беговая дорожка у них выполнена по сфере, центр которой расположен вне подшипника; профили роликов очерчены дугами окружности с радиусом, равным радиусу сферы.

Условие правильного качения роликов сфероконических подшипников соблюдается не полностью.

Буква С

Она обозначает виды смазки, которые применяются для подшипников закрытого типа.

Буква с индексом Температура работы узла, t 0C Марка смазки Область применения
С1 -60…+90 ОКБ-122-7в узлах вертолетов и самолетов
С2 -60…+120 ЦИАТИМ-221в различных узлах авиации
С3 -60… +250 ВНИИНП-210тихоходные тяжело нагруженные подшипники
С4 -50…+180 ЦИАТИМ-221Сэлектромашины в авиации
С5 -40…+110 ЦИАТИМ-201скоростные подшипники и их аналоги, которые устанавливаются в приборы
С6 -30…+300 ПФМС-4Стихоходные подшипники и винтовые шариковые передачи
С7 -60…+130 ВНИИНП-271подшипники с небольшим моментом трения, различные приборы
С8 -60…+250 ВНИИНП-235подшипниковые узлы, которые работают с колебательными движениями
С9 -40…+130 ЛЗ-31подшипники сцепления выжимные
С10 -40…+120 №158игольчатые подшипники, установленные на карданных передачах автомобилей
С11 -30…+139 СИОЛподшипниковые узлы электроверетен
С12 -50…+180 ВНИИНП-260скоростные шарикоподшипники и различные приборы
С13 -60…+120 ВНИИНП-281подшипники, установленные на самолетах
С14 -30…+100 ФИОЛ-2Уподшипниковые узлы игольчатые, используемые для авто
С15 -60…+180 ВНИИНП-207электромашины, применяемые в авиации
С16 -60…+250 ВНИИНП-246подшипники, работающие при вакууме на электромашинах
С17 -40…+120 ЛИТОЛ-24подшипниковые изделия многоцелевого назначения
С18 -40…+120 ВНИИНП-233подшипники качения
С19 -40…+25 ВНИИНП-286изделия, используемые в гироскопах
С20 -80…+130 ВНИИНП-274миниатюрные приборы, а также летальные аппараты
С21 -60…+120 ЭРАсистемы управления

Буквы, которые указывают на материал изготовления деталей подшипника:

  • «Б» в подшипниковом изделии установлен безоловянистый сепаратор;
  • «Г» сепаратор изготовлен из сплава черных металлов;
  • «Д» сепаратор выполнен из алюминия или сплава;
  • «Е» в подшипниковом узле установлен сепаратор из пластических материалов;
  • «З» узлы подшипника изготовлены из стали ШХ, в которой предусмотрены легирующие добавки;
  • «Л» установлен латунный сепаратор;
  • «Н» — во всех подшипниках, кроме радиально роликовых сферических двухрядных тела качения и кольца производятся из модифицированной жаропрочной стали;
  • «Х» — тела качения и кольца изделия произведены из цементируемой стали;
  • «Ю» — такой буквой обозначается, что большая часть деталей или все они изготовлены из нержавеющей стали;
  • «Я» с таким обозначением идут подшипники, которые произведены из редких материалов для подобных изделий, например, из стекла или керамики.

Перечень стандартов ГОСТ относящихся к подшипникам.

ГОСТ 520-2002 Подшипники качения. Общие технические условия.

ГОСТ 520-2011 Подшипники качения. Общие технические условия.

ГОСТ 831-75 Подшипники шариковые радиально-упорные однорядные. Типы и основные размеры.

ГОСТ 832-78 Подшипники шариковые радиально-упорные сдвоенные. Типы и основные размеры.

ГОСТ 2893-82 Подшипники качения. Канавки под упорные пружинные кольца. Кольца упорные пружинные. Размеры.

ГОСТ 3189-89 Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений.

ГОСТ 3325-85 Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки.

ГОСТ 3395-89 Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения.

ГОСТ 3478-79 Подшипники качения. Основные размеры.

ГОСТ 3722-81 Подшипники качения. Шарики. Технические условия.

ГОСТ 4252-75 Подшипники шариковые радиально-упорные двухрядные. Основные размеры.

ГОСТ 4657-82 Подшипники роликовые радиальные игольчатые однорядные. Основные размеры. Технические требования.

ГОСТ 5721-75 Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные. Типы и основные размеры.

ГОСТ 6364-78 Подшипники роликовые конические двухрядные. Основные размеры.

ГОСТ 6870-81 Подшипники качения. Ролики игольчатые. Технические условия.

ГОСТ 7242-81 Подшипники шариковые радиальные однорядные с защитными шайбами. Технические условия.

ГОСТ 7634-75 Подшипники радиальные роликовые многорядные с короткими цилиндрическими роликами. Типы и основные размеры.

ГОСТ 7872-89 Подшипники упорные шариковые одинарные и двойные. Технические условия.

ГОСТ 8328-75 Подшипники роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами. Типы и основные размеры.

ГОСТ 8419-75 Подшипники роликовые конические четырехрядные. Основные размеры.

ГОСТ 8530-90 Подшипники качения. Гайки, шайбы и скобы для закрепительных втулок. Технические условия.

ГОСТ 8545-75 Подшипники шариковые и роликовые двухрядные с закрепительными втулками. Типы и основные размеры.

ГОСТ 8882-75 Подшипники шариковые радиальные однорядные с уплотнениями. Технические условия.

ГОСТ 8995-75 Подшипники шариковые радиально-упорные однорядные с одним разъемным кольцом. Типы и основные размеры.

ГОСТ 9592-75 Подшипники шариковые радиальные с выступающим внутренним кольцом. Технические условия.

ГОСТ 9942-90 Подшипники упорно-радиальные роликовые сферические одинарные. Технические условия.

ГОСТ 13014-80 Втулки стяжные подшипников качения. Основные размеры.

ГОСТ 18572-81 Подшипники роликовые с цилиндрическими роликами для букс железнодорожного подвижного состава. Основные размеры.

ГОСТ 18854-94 Подшипники качения. Статическая грузоподъемность.

ГОСТ 18855-94 Подшипники качения. Динамическая расчетная грузоподъемность и расчетный ресурс (долговечность).

ГОСТ 20531-75 Подшипники роликовые игольчатые радиально-упорные комбинированные. Технические условия.

ГОСТ 22696-77 Подшипники качения. Ролики цилиндрические короткие. Технические условия.

ГОСТ 23179-78 Подшипники качения радиальные шариковые однорядные гибкие. Технические условия.

ГОСТ 23526-79 Подшипники роликовые упорные с цилиндрическими роликами одинарные. Типы и основные размеры.

ГОСТ 24208-80 Втулки закрепительные подшипников качения. Основные размеры.

ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения.

ГОСТ 24696-81 Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные с симметричными роликами. Основные размеры.

ГОСТ 24810-81 Подшипники качения. Зазоры.

ГОСТ 24850-81 Подшипники шариковые радиальные однорядные с двумя уплотнениями, с широким внутренним кольцом и сферической наружной поверхностью наружного кольца. Основные размеры.

ГОСТ 24955-81 Подшипники качения. Термины и определения.

ГОСТ 25255-82 Подшипники качения. Ролики цилиндрические длинные. Технические условия.

ГОСТ 25256-82 Подшипники качения. Допуски. Термины и определения.

ГОСТ 25455-82 Подшипники качения. Втулки закрепительные и стяжные. Технические условия.

ГОСТ 27057-86 Подшипники упорные роликовые конические одинарные. Основные размеры.

ГОСТ 27365-87 Подшипники роликовые конические однорядные повышенной грузоподъемности. Основные размеры.

ГОСТ 28428-90 Подшипники радиальные шариковые сферические двухрядные. Технические условия.

ГОСТ 9013-59 Металлы. Методы измерения твердости по Роквеллу.

ГОСТ 3635-78 Подшипники шарнирные. Технические условия.

ГОСТ Р 52545.1-2006 (ИСО 15242-1:2004) Подшипники качения. Методы измерения вибрации. Основные положения.

Шарикоподшипники радиальные однорядные

Самая популярная разновидность подшипников качения. Часто используются в конструкциях самой разнообразной аппаратуры. В ее числе валики картонных машин, редукторы, электромоторы. Используются для противодействия радиальным нагрузкам, но могут быть готовы также к восприятию двусторонних осевых нагрузок. Часто их используют исключительно для осевых нагрузок, в особенности если число оборотов вала велико и упорные подшип­ники использовать нельзя. Если радиальный зазор увеличивается, то возможности осевой грузоподъемности подшипника также становятся больше, поскольку в этой ситуации подшипники обретают характеристики радиально-упорных. Возможна работа подшипников, в случае если относительный перекос внутреннего и наружного колец не больше 20°.

Что касается корпуса подшипников качения, то выполняется он чаще всего из серого чугуна. Материалом для сепараторов подшипников однорядных является стальная штамповка или антифрикционные материалы типа текстолита, латуни, бронзы, дюралюминия. В последние время для производства сепараторов используют полиамидные смолы. Если подшипники имеют высокий класс точности и массивные точеные сепараторы, центровка которых происходит по наружному кольцу при использовании эффективных режимов смазки, тогда возможна их работа даже на скоростях вращения, которые превосходят предельные, описанные в справочниках.

Конструктивные виды радиальных подшипников однорядных:

  • имеющие одну защитную шайбу;
  • имеющие две защитных шайбы;
  • имеющие канавку на наружном кольце и уста­новочное кольцо;
  • имеющие установочное кольцо и защитную шайбу;
  • имеющие одностороннее и двустороннее уплотнение;
  • имеющие канавку для ввода шариков без сепаратора.

Другие виды

Рассмотрим еще несколько типов узловых опор, отличающихся некоторыми функциональными особенностями.

Конические подшипники

Это разновидность роликовых, но тело здесь изготавливается в виде конуса и устанавливается на дорожку под углом. Прекрасно справляются как с радиальными, так и с осевыми нагрузками.

Самоустанавливающиеся двухрядные

Отличаются от других низким трением, что делает возможным их эксплуатацию на самых высоких скоростях. Устанавливаются на коническую или цилиндрическую шейку вала.

Игольчатый тип

Здесь в качестве тела качения выступает тонкий и длинный ролик. Элементы выглядят более компактными, но при этом обеспечивают большую производительность и надежность, экономичны в использовании.

Упорные шарикоподшипники

Основное назначение – восприятие осевых нагрузок. Относится к группе шариковых опор, поэтому внешне полностью соответствует именно им.

Плавающая узловая опора

Позволяет валу перемещаться линейно. Воспринимает на себя только радиальную нагрузку. Легко регулируется и прост в эксплуатации.

Шпиндельный

Имеет хорошую грузоподъемность. Часто используется в вентиляторах, мощных насосах и станках, поскольку хорошо работает на значительных оборотах.

Высокоточные

Имеют высокие эксплуатационные характеристики, благодаря которым часто используются в авиастроении, космонавтике и военной промышленности.

Закрытые

Оснащается уплотнителями, закрывающими открытое пространство. Это позволяет увеличить износостойкость в сложных условиях.

Опорные

Воспринимают тяжесть вдоль оси вращения. Сфера применения сильно ограничена, поэтому встречается реже, чем другие варианты.

Соответствие классов точности подшипников ГОСТ, ISO, ABEC

ГОСТ Межгосударственный стандарт ГОСТ 520-2002 (Подшипники качения. Общие технические условия). Принят межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 2002г. Действует на территории стран: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.

ISO (International Organization for Standardization) — «Международная организация по стандартизации». Действует международный стандарт ISO-492 .

ABEC (Annular Bearing Engineering Committee) — комитет по разработке подшипников, являющийся частью американской ассоциации производителей подшипников (ABMA). Маркировка ABEC используется для указания точности изготовления прецизионных подшипников.

Таблица соответствия класса точности подшипников по ГОСТ , ISO и ABEC
ГОСТ 520ISO 492ABECТочность изготовления
Нормальный P0 1нормальная
класс 6 P6 3повышенная
класс 5 P5 5высокая
класс 4 P4 7прецизионная
класс 2 P2 9сверхпрецизионная

Класс точности по ГОСТ— характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы, расположения поверхностей подшипников. Установлены следующие классы точности подшипников (в порядке повышения точности): 8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, Т, 2— для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников; 8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, 2— для упорных и упорно-радиальных подшипников; 8, 7, 0-(нормальный), 6X, 6, 5, 4, 2— для роликовых конических подшипников В условном обозначении указанных подшипников и в маркировке на изделиях нормальный класс точности обозначается цифрой «0». Классы точности 8 и 7 ниже класса 0 и подшипники этих классов точности применяются в неответственных узлах. Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении не указывается. Буква «У», стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте; пример 6У-7608. Сводный ряд классов точности подшипников по возрастанию ГОСТ 520-2002 8- 7- 0-(нормальный) 6Х- 6- 5- 4- Т- 2-

Иногда при демонтаже и ремонте старого оборудования встречаются подшипники с классом точности обозначенными буквами Н-, П-, ВП-, В-, АВ-, А-, СА-, С- (пример С-236207е) и необходимо подобрать соответствующий современный подшипник. Для правильного выбора подшипника ниже приведена таблица соответствия.

Соответствие между старым классом точности подшипника и действующей системой обозначения классов точности подшипников по ГОСТ 520-2002 в порядке возрастания.
Старый класс точности подшипникаНовый класс точности подшипникаТочность изготовления
Н 0 или не пишетсяНормальный
П 6Повышенный
ВП Нет соответствияОсобо повышенный промежуточный
В 5Высокий
АВ Нет соответствияОсобо высокий промежуточный
А 4Прецизионный
СА ТОсобо прецизионный
С 2Сверхпрецизионный

Подробнее о классе точности подшипника.

В любом спортивном магазине – в отделе зачастей для роликов или скейтов продаются подшипники 608 трех классов — АВЕС 3, АВЕС 5 и АВЕС 7. Грамотный продавец скажет, что чем выше класс, тем выше качество и поэтому выше цена. АВЕС — система классификации шариковых подшипников, принятая в США и широко распространенная в скейтово-роллерном мире. На самом деле классы АВЕС (1, 3, 5, 7, 9) определяют только допуски, то есть отклонения от основных заданных размеров. Допуски влияют на качество, но в гораздо меньшей степени, чем, например, материалы, из которых изготовлены детали, конструкция крышек и тип смазки, или то, насколько хорошо отшлифованы дорожки, по которым катятся шарики

Не менее важно, насколько плотно подшипник садится на ось и сидит в колесе: потери в посадке приводят к потерям в скорости. Специалисты скажут, что важнее не класс, а производитель подшипников. Разницу между АВЕС 1 и АВЕС 5 можно почувствовать, если разогнаться, скажем, до 32 000 оборотов в минуту, то есть до скорости больше 500 км/ч

Разницу между АВЕС 1 и АВЕС 5 можно почувствовать, если разогнаться, скажем, до 32 000 оборотов в минуту, то есть до скорости больше 500 км/ч.

Структура

Когда человечество столкнулось с проблемой перетирания осей от долгой эксплуатации, то «пытливые» умы предков начали работать над этой задачей. Первым прототипом конструкции, облегчающей глоссирование, стала втулка из материала с малым трением, набитая смазкой. Сегодня принципиальное строение не изменилась. Только стали применять более современные материалы, такие как: керамика, бронзовые сплавы, полимеры.

Для облегчения движения вала в 1780 году в Великобритании впервые были применены шары. Это был аналог опорного шарикового механизма, который сохранился в первозданном виде до сегодняшнего дня.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий