Зубчатая муфта

Муфты зубчатые тип МЗ ГОСТ 5006-55 (50895-96)

Муфты зубчатые (МЗ) –представляют собой механический узел, который предназначен для компенсации разных типов смещений валов, а также для передачи энергии вращения от одного вала к другому. Такой результат возможен благодаря использованию зубчатого зацепления,имеющего боковой зазор, а также возможности смещения по своей оси сопряженных зубьев. При этом зубья имеют сферическую внешнюю поверхность и бочкобразную форму.

Функции зубчатых муфт частично такие же как у карданных передач, но муфта, обычно, может компенсировать не большие углы (4-5 градусов) смещения, по сравнению с передачейкарданной. Кроме этого, указанные муфты могут обеспечивать передачу большего вращающего момента чем карданные передачи, но при этом им присуща повышенная вибрация.

Для применения зубчатых муфт общего машиностроительного применения, которые изготавливаются с целью соединения угловых валов с соосными, существуют государственные стандарты, предусмотренные ГОСТом 5006-94 и ГОСТом Р 50895-96. Такой стандарт применяется только для муфт, что используются для компенсации осевых и радиальных смещений при передаче вращения в рамках 1000-63000 Н*м.

Практика эксплуатации муфт зубчатых показывает, что основной причиной выхода из строя таких узлов является износ зубьев.

Поэтому для увеличения износостойкости и получения их большей твердости зубья муфт подвергают термической обработки. Степень обработки зависит от функциональных особенностей составляющих частей муфты, а также ее назначения.

Копейский механический завод «Горняк» изготовляет муфты зубчатые, что характеризуются стойкостью к высоким нагрузкам, применяются в широких диапазонах вращающих моментов и угловых скоростей.

Производимые на КМЗ «Горняк» зубчатые муфты имеют максимальный допустимый перекос осей втулок, что не превышает 130º (при нулевом смещении осей)

Копейский механический завод «Горняк» также выпускает и другие типы муфт зубчатых, таких как МЗП и МУВП.

Муфты МЗП полностью соответствуют ГОСТу 50895-69.МЗПиспользуются в случае, когда предусмотрено наличие промежуточного вала, с целью соединения горизонтальных одноосных валов. Их отличием является то, что полумуфта,что состоит из втулки и зубчатой обоймы, заменена на фланцевую полумуфту с запрессованным валом.

Муфты МУВП полностью соответствуют ГОСТу 21424 и применяютсяприсоединенияходноосных валов. Они используются при необходимости передачивращающего момента в диапазоне 6,3 – 16000 Нхм. Благодаря таким муфтам уменьшаются динамические нагрузки, при радиальных, угловых и осевых смещениях валов.Подобные муфты имеют очень мягкий пуск, что обеспечивается прорезиненными пальцами. Кроме этого, МУВП муфты способны заменить муфты ЗМ в механических устройствах, которые предназначены для подъема и перемещенияразнообразныхгрузов.

Зубчатые муфты всех видов, производимые на КМЗ «Горняк», изготавливаются с высококачественного сырья и заготовок, поэтому мы наш завод гарантирует долгую и надежную работу наших изделий.

Чтобы заказать зубчатые муфты на нашем заводе или узнать более детальную информацию о нашей продукции, а также по вопросам доставки, звоните по телефону, указанному на сайте.

Муфты зубчатые тип МЗ ГОСТР 50895-96 (5006-83):

В продаже встречается просто огромное количество вариантов исполнения различных муфт, все они характеризуются своими определенными достоинствами и недостатками. Специфическим предложением можно назвать зубчатую муфту. Был разработан целый набор технической документации, который должен учитываться.

Требования безопасности и охраны окружающей среды

Муфта зубчатая, как и другие варианты исполнения, должна эксплуатироваться исключительно с учетом определенных правил безопасности. Они следующие:

  1. Трещины на поверхности втулки или обоймы считаются недопустимым дефектом. Кроме этого, не должны разрушаться крепежные изделия.
  2. Если частота вращения более 50% указанного в таблице стандарта, то должны устанавливаться варианты исполнения версии с индексом С. Этот момент считается обязательным.
  3. Рассматриваемый элемент механизма защищается при помощи кожуха. При этом исключается вероятность контакта с человеком.
  4. Непосредственное обслуживание проводится только при снятой нагрузке и отключении привода.

Кроме этого, не допускается вытеснения смазывающего вещества на момент эксплуатации. Это связано с тем, что при работе без смазки поверхность быстро изнашивается.

8 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ

8.1 Размеры (3.4, 4.3, 4.4, 4.14, 4.15-4.19) и шероховатость (4.8) контролируют с применением универсальных средств измерения с погрешностями по ГОСТ 8.051.

8.2 Частоту вращения контролируют тахометром по ГОСТ 21339 или стробоскопом типа СТ.

8.3 Массу муфт контролируют взвешиванием на весах по ГОСТ 29329.

8.4 Критериями выхода из строя муфт при испытаниях по 7.2.2 являются указанные в 4.25 и (или) отклонения размеров, превышающие предельные по 3.4 (размеры и ), 4.15, 4.16.Критерии выхода из строя при испытаниях по 7.3.2, 7.3.3, 7.4.2 указаны в 4.25.

8.5 Контроль твердости, предусматриваемый 4.7 — по ГОСТ 9012 и ГОСТ 9013.Допускается выборочный контроль одновременно проходящих термообработку деталей, число которых устанавливает предприятие-изготовитель.

8.6 Контроль покрытий, оговариваемых 4.2, 4.10 — по ГОСТ 9.302.

8.7 Контроль требований 4.11 — по сертификатам на изделия и материалы, а при их отсутствии — анализами и испытаниями лаборатории предприятия-изготовителя.

8.8 Контроль требований 4.20, 4.21 — визуальный.

8.9 Контроль наличия отверстий по 4.22 — визуальный, путем сравнения с утвержденным образцом.

8.10 Контроль требований 4.23 проводят косвенно по 7.3.3 при периодических и типовых испытаниях.

8.11 Контроль требований 5 и 6, 4.26, 4.27, 9.1, 9.3 — визуальный.

8.12 Контроль требований 5.6 производят измерением объема масла при очередных заливах и сливах масла в процессе испытаний по 7.3.3. Допустимую разницу объемов устанавливают в нормативной документации на муфты в соответствии с указанием 5.6.

Особенности изготовления

В качестве заготовок для данного типа устройств используют поковки, или отливки. Кованые элементы зубчатых муфт изготавливают из стали 40 по ГОСТу 1050-60, а литые – из стали 45Л 11 по ГОСТу 977-65. Зубья втулок и обойм подвергают термической обработке:

  • втулки – до твердости не менее HRC 40;
  • обоймы – до твердости не меньше HRC 35.

Для менее нагруженных муфт, эксплуатируемых при скорости до 5 м/сек, разрешается изготавливать зубья с твердостью поверхности НВ ≥280 при условии обязательной разницы в твердости зубьев втулок и обойм порядка НВ 30.

Отливки должны соответствовать следующим параметрам:

  • размерная точность – 7 класс;
  • степень коробления — 8;
  • точность массы отливки — 10 класс по ГОСТ 26645.
  • остальные технические требования — по ГОСТ 977.

Условное обозначение по ГОСТу

Муфта зубчатая (ГОСТ 5006) в своем обозначении обязательно содержит следующие данные:

  • название детали – «Муфта»;
  • тип;
  • величина крутящего момента;
  • диаметральный размер посадочных отверстий;
  • вариант исполнения втулок;
  • вариант климатического исполнения;
  • категория в соответствии с ГОСТ 15150.

Для муфт второго типа размер посадочного отверстия полумуфты указывают после данных о посадочном отверстии втулки.

Условное обозначение муфты 1 типа, имеющей номинальный крутящий момент 4000 Н-м, диаметр посадочного отверстия во втулках 60 мм, с 1 исполнением втулок, климатическим исполнением У, 2 категории имеет следующий вид: “Муфта 1-4000-60-1У2 ГОСТ 5006-94”.

Та же муфта, но типа 2, имеющая посадочные отверстия во фланцевых полумуфтах 55, обозначается как «Муфта 2-4000-50-55-1У2 ГОСТ 5006-83».

В рабочей конструкторской документации допускается отсутствие обозначения климатического исполнения.

Параметры зубчатых муфт

Параметры зубчатых муфт стандартизированы по ГОСТ 5006-55 для диаметров валов от 40 миллиметров до 560 миллиметров, и передаваемых моментов, от Мкр=70 кГм до 100 000 кГм. Для муфт общего назначения максимальное количество оборотов в минуту ограничивается исходя из окружной скорости uзуб = 25 м/сек, на начальной окружности зубчатого венца. Согласно ГОСТ 5006-55, допустимый угол перекоса валов при отсутствии смещения равен а=1°. Допустимое смещение при отсутствии перекоса равно е≈0,02 d. Если присутствуют оба вида деформаций, то их допустимые значения должны составлять: а≤30′; е≥0,01 d.

Главным параметром определения работоспособности зубчатых муфт является износостойкость рабочих поверхностей зубьев, которая зависит от окружной скорости и линейных и угловых перемещений соединяемых валов. Но так как значения этих перемещений во время работы меняются, то меняются геометрические параметры зацепления, и соответственно характер распределения нагрузки между зубьями.

В связи с этим, выполнить абсолютно точный расчет практически невозможно. Поэтому, на практике, размеры зубчатых муфт выбирают по моменту Мм = kрМкр (ГОСТ 5006-55), где в зависимости от ответственности соединения, kр нужно принимать увеличенным в 1,3-1,5 раза.

В частности, в кранах применяют в основном подвижные зубчатые муфты, которые компенсируют смещения соединяемых валов. Наибольшее распространение, из числа жестких подвижных муфт, получили зубчатые муфты, которые изготавливаются согласно ГОСТ 50895-96, ГОСТ 5006-83. Также, такие муфты могут быть изготовлены по ТУ заказчика.

Различают следующее исполнение зубчатых муфт:

  1. с разъемной обоймой (обозначение по ГОСТ 5006-55 — МЗ);
  2. с промежуточным валом (обозначение по ГОСТ 5006-55 — МЗП);
  3. с неразъемной обоймой.

Втулки зубчатых муфт производят таких видов:

  • с цилиндрическими отверстиями по ГОСТ 12080, для коротких концов валов.
  • с коническими отверстиями для муфт с разъемной и неразъемной обоймой, по ГОСТ 12081, для коротких концов валов.

Если нужны втулки с отверстиями другой формы, то они изготавливаются по заказу потребителя. Также допускается в муфтах комбинация втулок разных исполнений.

Хорошо зарекомендовали себя зубчатые муфты, изготовленные из капролона, капрона и других подобных материалов. Благодаря упругим полимерным зубчатым венцам в обойме, распределение нагрузки между зубьями оказывается более равномерно распределенным, и полная передаваемая нагрузка почти не уступает нагрузочной способности зубчатых муфт с металлическими зубьями. Особенно это сказывается при значительных углах перекоса. Помимо этого, такие полимерные муфты обладают лучшей демпфирующей способностью и электроизоляционными свойствами. Цена зубчатой муфты из полимерных материалов выгодно отличается от цены металлических.

Муфта зубчатая МЗП состоит из фланцевой полумуфты, втулки, обоймы. Она производится в соответствии с требованиями ГОСТ 5006-55 и служит для соединения валов посредством промежуточного вала.

Такие муфты с промежуточным валом, а также цепные муфты, могут быть названы полужесткими.

Как соединить валы механизмов?

Для передачи осевого вращения применяются валы, на котором могут крепится различные шестерни и звездочки. Соединение проводится при применении различных методов, к примеру, используются муфты для соединения валов. К их особенностям относятся нижеприведенные моменты:

  1. Есть возможность выполнять демонтаж.
  2. Существенно упрощается сбор и производство конечного изделия.
  3. Многие типы изделий позволяют компенсировать различного рода смещения, которые могут возникать при работе устройства.
  4. Устройство может выдерживать существенную нагрузку.

Сегодня детали соединяются между собой при применении технологи сварки крайне редко. Это связано с тем, что вибрация и другое воздействие может стать причиной появления трещин и других дефектов.

Неправильная фиксация может привести к поломке устройства. Изделие выбирается в зависимости от эксплуатационных условий. К примеру, валы могут смещаться в самых различных направлениях.

10 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

10.1 Перед монтажом муфту необходимо расконсервировать. Монтаж муфты следует производить с использованием монтажных приспособлений в условиях, когда исключено загрязнение, повреждение деталей муфт. Точность установки соединяемых валов в соответствии с требованиями 4.5 настоящего стандарта и требованиями конструкторской документации на устанавливаемые муфты.

10.2 При монтаже муфты следует обеспечить свободный доступ для залива смазки, возможность сбора сливаемой смазки, контроль смазки и затяжки гаек.

10.3 При монтаже втулки с валом сопрягаемые поверхности следует смазывать солидолом по ГОСТ 4366.

10.4 При монтаже контрольные метки на парных втулках и обоймах должны совпадать.

10.5 В муфту следует заливать смазку в объеме, указанном в паспорте. Смазка должна при работе муфт покрывать полную высоту зубьев.

10.6 Марку смазки в зависимости от температурного режима следует выбирать по таблице 3.Допускаются другие марки смазки с характеристиками не ниже, чем у приведенных в таблице 4.

Таблица 4

Диапазон температур, °С

Марка смазки

Примерные сроки замены смазки

основная

заменяющая

От минус 40 до плюс 20

ТС-10 по ГОСТ 23652

В новых муфтах первую замену масла производят через 100-150 ч работы; последующие замены масла производят через 2000-2500 ч работы

От плюс 20 до плюс 80

ИТП-300 ИГП-38 по ГОСТ 26191

И-50А по ГОСТ 20799 с присадкой ДФ-11 (3…5%), при температуре выше 50 °С допускается применение смазки УНИОЛ-2 ГОСТ 23510

От плюс 80 до плюс 120

ИПП-20 по ГОСТ 26191

ИТП-300 по ГОСТ 26191

3 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

3.1 Муфты должны изготовляться следующих типов:

1 – с разъемной обоймой;

2 – с промежуточным валом;

3 – с неразъемной обоймой.

3.2 Втулки муфт изготовляют следующих исполнений:

1 – с цилиндрическими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12080;

2 – с коническими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12081 для муфт типов 1 и 3.Допускается по заказу потребителя изготовлять втулки с отверстиями для концов валов другой формы.

3.3 Муфты, заказываемые для эксплуатации при частотах вращения, равных или превышающих 50% от значения допускаемой частоты, указанной в таблице 1, обозначают буквой С (требования пункта обязательны с 01.06.97).

Таблица 1

Размеры в миллиметрах

Номинальный крутящий момент , Н·м

,

, не менее

Частота вращения для типа 1, с, не более*

Динамический момент для типа 1, кг·м

Mассa для типа 1, кг, не более

не более

1000

40

145

100

60

90

0,05

6,7

1600

55

170

125

80

82

174

12

80

0,06

9,2

2500

60

185

135

85

75

0,08

11,2

4000

65

200

150

95

105

220

62

0,15

15,2

6300

80

230

175

115

130

270

18

55

0,25

22,6

10000

100

270

200

145

165

340

47

0,50

40,5

16000

120

300

230

175

345

25

40

1,15

62,5

25000

140

330

260

200

200

415

30

35

2,25

100,0

40000

160

410

330

230

29

6,00

164,3

63000

200

470

390

290

240

500

35

20

10,50

228,0

____________* Для муфт с индексом , для остальных муфт частота вращения не более 50% от указанной в таблице.Примечания1 Номинальным крутящий момент – наибольший крутящий момент, передаваемый муфтой в течение срока службы при длительном режиме работы с постоянной нагрузкой и постоянным направлением вращения.2 Допускаемое значение крутящего момента, действующего кратковременно, – не более двукратной величины .3 Допускается по заказу потребителя изготовление муфт со значениями размеров и меньшими указанных в таблице 1 и определяемыми по ГОСТ 12080 и ГОСТ 12081.4 Предельные отклонения размеров – по Н7, – по Н9. Допускается усадка отверстий по диаметрам и в зоне зубчатого венца до 0,03 мм после закалки ТВЧ.5 Допускается изготавливать муфты с втулками или фланцевыми полумуфтами для длинных концов валов по ГОСТ 12080 и ГОСТ 12081 или уменьшать их длину в пределах двух диапазонов диаметра расточки по ГОСТ 12080 по заказу потребителя с соблюдением требований, установленных для , , , , и частоты вращения.6 Наружный диаметр муфт типа 3 должен соответствовать размеру а параметры и другие размеры – приведенным в таблице.7 Массы указаны для муфт с наибольшим диаметром расточки.8 Допускаются варианты сборки муфт типа 2 с посадочными отверстиями исполнения 2.9 В муфтах типа 2 посадочный размер фланцевых полумуфт допускается увеличивать до любых значений по ГОСТ 12080 и ГОСТ 12081, не влекущих изменения остальных размеров и параметров по таблице 1.

3.4 Основные параметры, размеры муфт должны соответствовать указанным на рисунках 1 и 2 и в таблице 1.

Тип 1

1 – втулка; 2 – обоймаРисунок 1

Рисунок 2. Основные параметры, размеры муфт. Тип 2

Тип 2

1 – втулка; 2 – обойма; 3 – фланцевая полумуфта; 4 – промежуточный валРисунок 2

3.5 В муфтах допускается комбинация втулок различных исполнений.

3.6 Выбор муфт приведен в приложении А.

3.7 Условное обозначение муфт должно включать слово “Муфта”, обозначение типа, значения номинального крутящего момента, диаметров посадочных отверстий втулок или отверстий втулок и фланцевых полумуфт, обозначение исполнения втулок, климатического исполнения и категории по ГОСТ 15150, обозначение настоящего стандарта.В условном обозначении муфты типа 2 диаметр посадочного отверстия фланцевой полумуфты ставят после обозначения диаметра посадочного отверстия втулки.Пример условного обозначения муфты типа 1 с номинальным крутящим моментом 4000 Н·м, диаметром посадочных отверстий во втулках 50 мм, с втулками исполнения 1, климатического исполнения У, категории 2:

Муфта 1-4000-50-1У2 ГОСТ Р 50895-96

То же, типа 2, с диаметром посадочных отверстий во фланцевых полумуфтах 55 мм:

Муфта 2-4000-50-55-1У2 ГОСТ Р 50895-96

То же, типа 1, с втулками исполнения 1, в одной из которых диаметр посадочного отверстия 55 мм:

Муфта 1-4000-50-1-55-1У2 ГОСТ Р 50895-96

То же, одна втулка исполнения 1, другая исполнения 2 с диаметром посадочного отверстия 55 мм:

Муфта 1-4000-50-1-55-2У2 ГОСТ Р 50895-96

То же, типа 3 с индексом С:

Муфта ЗС-4000-50-1У2 ГОСТ Р 50895-96

Допускается в рабочих чертежах обозначение климатического исполнения не указывать.

Области применения

Сфера применения этих изделий определяется особенностями конструкции и спецификой их функционирования.

Фото – зубчатая муфта в разрезе

Компенсационные муфты работают в следующих условиях:

  • при несоосности валов, определяемой значением 0,5 градуса;
  • с крутящим моментом, достигающим значительных величин (60000 Нм);
  • с компенсацией отклонений, возможных из-за ошибок монтажа и вследствие износа.

Благодаря перечисленным возможностям и небольшим размерам, эти изделия широко применяются в различных видах транспортных средств, а также в передаточных узлах других механизмов.

Самодельная соединительная муфта

Для существенного снижения затрат рассматривается возможность использования самодельной конструкции. Среди особенностей выделим следующие моменты:

  1. Для создания самодельной конструкции требуется звездочка, которая может быть снята с коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.
  2. Передача вращения осуществляется при помощи цепи. За счет применения стали при изготовлении этого изделия существенно повышается прочность.
  3. Подключение осуществляется за счет двух полумуфт. При этом звездочка должна распиливаться пополам. На каждую полумуфту будет навариваться обрезанная часть звездочки.
  4. Крепление полумуфты осуществляется при помощи болтов. Однако, подобный способ соединения не рекомендуется в случае, если оказываемая нагрузка существенная. Фиксация разъемных элементов обеспечвается за счет шпонки при передаче большого усилия.

Приведенная выше информация указывает на то, что подобное изделие может быть изготовлена при применении подручных материалов. При этом полученное устройство устанавливается для передачи высокого крутящего момента.

Жесткое соединение валов

Применяется довольно большое количество различных способов соединения валов, все они характеризуются определенными качествами. Жесткий метод подключения используется тогда, когда соединение проводится с учетом отсутствия вероятности смещения узлов относительно друг друга на момент эксплуатации. Классический способ соединения характеризуется следующими особенностями:

  1. В большинстве случаев соединение проводится при помощи фланцев, которые являются частью различных механизмов. Также проводится монтаж жестких муфт, их насаживание проводится методом прессования.
  2. Довольно большое распространение получил одноопорный вариант исполнения вала. В этом случае в качестве второй опоры применяется само соединение.
  3. Также для фиксации могут применяться болты. При этом они должны плотно входить в отверстие, так как в противном случае могут возникнуть серьезные проблемы.
  4. В рассматриваемом случае часто применяется зубчатая или поперечно-свернутая муфта.

Поперечно-свернутый вариант исполнения применяется для соединения различных деталей, которые устанавливаются в электрических машинах и других различных агрегатах. Подобная конструкция состоит з следующих элементов:

  1. Две полумуфты. Они насаживаются на концы валов, которые соединяются в одну систему.
  2. Обе части рассматриваемой конструкции имеют центрирующие выступы и специальную выточку, соединение обеспечивается за счет прочных болтов.
  3. Предохранительные муфты не могут проворачиваться за счет специального шпоночного отверстия.
  4. Осевое смещение исключается за счет стопорных винтов, которые вворачиваются на торцах.

Более сложным вариантом исполнения можно назвать зубчатую муфту, которая также состоит из двух отдельных частей. Внешняя поверхность представлена зубьями, которые входят в зацепление для обеспечения надежного соединения. Осевое смещение исключается за счет применения болтов.

9 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

9.1 Муфты транспортируют в разобранном виде. Допускается транспортировать муфты в собранном виде с соединением обойм или фланцевых полумуфт не менее чем двумя болтами.

9.2 Разобранные муфты следует упаковывать в ящики типа V по ГОСТ 2991, ГОСТ 24634 или обрешетки по ГОСТ 12082.

9.3 Для муфт в исполнениях Т и ОМ по требованию потребителя следует производить защитную обработку ящиков по ГОСТ 15155.

9.4 При транспортировании в контейнерах с предохранительными щитами допускается укладывать муфты или их детали без упаковки.

9.5 Допускается по согласованию между потребителем и изготовителем транспортирование муфт в собранном виде без упаковки, при этом изготовитель должен обеспечить защиту поверхности от коррозии и механических повреждений, а также исключить возможность перемещения зубчатой втулки по отношению к зубчатой обойме в процессе транспортирования.

9.6 Посадочные отверстия втулок и фланцевых полумуфт, не упакованных в тару, следует предохранять от повреждения пробками или заглушками.

9.7 Требования к технической и сопроводительной документации – по ГОСТ 23170.

9.8 Условия транспортирования муфт климатических исполнений У, УХЛ-5, Т, О, ОМ-6 – по ГОСТ 15150.

9.9 Условия хранения муфт климатических исполнений У-2, Т и ОМ-3 по ГОСТ 15150.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (рекомендуемое). Конструкция и размеры уплотнения

ПРИЛОЖЕНИЕ Г(рекомендуемое)

Рисунок Г.1

Таблица Г.1

Размеры в миллиметрах

Номи- нальный крутящий момент, Н·м

Масса, кг, не более

1000

55

64

80

90

65

79

82

72

78

2

3

0,5

12±0,3

0,15

1600

75

84

100

110

85

99

102

92

98

0,20

2500

80

90

110

120

92

108

112

100

106

1,0

0,21

4000

90

105

125

135

107

123

127

115

121

0,22

6300

100

125

149

160

127

147

152

137

146

3

4

15±0,4

0,31

10000

140

151

175

185

153

173

177

163

172

0,35

16000

170

178

206

215

181

203

208

192

204

1,5

0,40

25000

195

207

243

250

210

240

245

225

239

4

6

0,60

40000

225

245

292

310

248

288

294

268

286

6

8

2,0

18±0,6

0,65

63000

280

296

344

360

300

340

346

320

340

0,80

РОССТАНДАРТ ФA по техническому регулированию и метрологии НОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: www.protect.gost.ruФГУП СТАНДАРТИНФОРМ предоставление информации из БД “Продукция России” : www.gostinfo.ruФА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ система “Опасные товары” : www.sinatra-gost.ru

Комплектность поставки

Обычно в базовый комплект поставки промышленной кулачковой муфты с механическим приводом входят две полумуфты, зубчатый венец в сборе, упаковка и документация.

В качестве дополнительной опции предлагается установочный винт, облегчающий монтаж устройства на оборудование. Если кулачковая муфта оснащена электромагнитным или гидравлическим приводом, добавляется монтажная схема для подключения к гидравлике или электрической схеме агрегата.

На заводе изготовителе муфту собирают и испытывают на тестовом стенде, о результатах делают отметку в отгрузочном паспорте изделия.

Возможные неисправности и их причины

К числу характерных неисправностей зубчатых муфт компенсирующего типа относят:

  • Проворачивание приводного узла во время пуска.
  • Появление визуально различимых трещин на корпусе изделия.
  • Поломка соединительных (крепежных) болтов.
  • Вытекание из муфты смазки.
  • Ее перегрев.

Обратите внимание: Температура корпуса муфт в нормальном состоянии не должна превышать 40 градусов. Поломки и полный выход из строя муфтового соединения возможны по целому ряду причин

Основные из них приведены в перечне, представленном ниже. Это:

Поломки и полный выход из строя муфтового соединения возможны по целому ряду причин. Основные из них приведены в перечне, представленном ниже. Это:

  • нарушение правил и рекомендаций по монтажу передаточного узла;
  • несоблюдение инструкции по их эксплуатации;
  • частичный или полный износ зубьев.

При наличии хотя бы одной из перечисленных ранее неисправностей рекомендуется полностью заменить муфту новой деталью.

источник – gesla.ru (блог)

Кулачковая муфта – это… Что такое Кулачковая муфта?

Кулачковая муфта — это управляемая или сцепная муфта, которая состоит из двух полумуфт, расположенных на концах валов. В рабочем положении выступы одной полумуфты входят во впадины другой, при этом одна из полумуфт является подвижной при помощи механизма управления муфтой.

Конструкция

В простейшем случае муфта состоит из двух полумуфт (1) и (2) (См. рис.1), на торцах которых равномерно по кругу расположены кулачки (3). Одна полумуфта закрепляется на валу неподвижно, а другая, находящаяся на другом валу, может перемещаться вдоль этого вала. Подвижную полумуфту перемещают с помощью специального устройства — механизма управления муфтой (на рис.1 не показан). Вилку механизма управления размещают в кольцевом пазу (4) подвижной полумуфты. При введении в зацепление кулачков двух полумуфт осуществляется передача крутящего момента M от одного вала к другому (на рис. 1 муфта показана в сомкнутом состоянии). Кольцо (5) служит для центровки валов.

Распространены следующие формы профиля кулачков:

прямоугольная — требует точного взаимного расположения полумуфт в момент включения;

трапецевидная симметричная — не требует точного взаимного расположения полумуфт, поскольку боковые зазоры компенсируются изменением глубины посадки кулачков;

трапецевидная несимметричная — обеспечивает нереверсивность работы муфты за счёт того, что угол наклона одной из боковых поверхностей профиля увеличен до такой степени, что самоторможение муфты устраняется; в результате при вращении ведущего вала в одном из направлений муфта будет проскальзывать и не будет передавать вращающий момент.

Включение кулачковой муфты при относительном вращении валов сопровождается ударами, которые могут вызывать разрушении кулачков. Поэтому такие муфты не рекомендуется использовать для включения механизма под нагрузкой и при больших скоростях относительного вращения (V ≥ 1 м/с).

Расчёт

Работоспособность кулачковых муфт определяется износом кулачков, зависящим от напряжений смятия на поверхностях соприкосновения. Эти напряжения рассчитывают приблизительно, исходя из допущения, что нагрузка распределяется равномерно между кулачками:

где: z — число кулачков полумуфты;

K — динамический коэффициент нагрузки.
σ = 90…120 МПа — при включении без относительного вращения;
σ = 50…70 МПа — при включении на малых оборотах;
σ = 35…45 МПа — при включении на больших скоростях.

Для уменьшения изнашивания поверхность кулачков должна иметь высокую твёрдость, которая достигается поверхностной термообработкой или цементацией. Применение последней сохраняет вязкость сердцевины, которая повышает ударную вязкость кулачков. Муфты с цементацией кулачков изготовляют из сталей 15Х, 20Х, при поверхностной закалке — из сталей 40Х, 30ХН.

Борьба с вибрацией

В конструкциях некоторых муфт между кулачками расположен эластичный материал (рис. 2). Эластичный материал выполняет роль демпфера, и позволяет сглаживать вибрации и защищать детали от перегрузок и повреждений. Чем выше демпфирующие свойства такой муфты, тем меньшим пределом прочности при кручении она обладает.

Литература

Поляков В. С., Барбаш И. Д., Ряховский О. А. Справочник по муфтам. Л., «Машиностроение» (Ленингр. отд-ние), 1974, 352 с.

Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. — 8-е изд., перераб. и доп.. — М.: Машиностроение, 2001. — Т. 2. — 912 с. — ISBN 5-217-02964-1 (5-217-02962-5), ББК 34.42я2, УДК 621.001.66 (035)

Зубчатая сцепная муфта

Зубчатые сцепные муфты широко применяют в коробках скоростей станков, автомобилей, тракторов и других машин при необходимости получить малые габариты. В этих муфтах одна из полумуфт имеет внешние, а другая – внутренние зубья. Модуль и число зубьев одинаковые. Их конструируют по схемам, представленным на рис. 20.26. Включение ггих муфт производят либо за время свободного хода после выключения двигателя, либо по ходу с применением синхронизаторов.

Зубчатые сцепные муфты широко применяют в коробках передач автомобилей, тракторов, станков и других машин при необходимости получить малые габариты. Одна из полумуфт имеет наружные, а другая – внутренние зубья. Модуль и число зубьев одинаковые. Муфты конструируют по схемам, представленным на рис. 20.26. Включение производят введением в зацепление полумуфт за время свободного хода после выключения двигателя или на ходу с применением синхронизаторов.

Зубчатая сцепная муфта сходна с компенсирующей и отличается от нее наличием подвижной полумуфты.

Зубчатые сцепные муфты.

Зубчатые сцепные муфты без обоймы ( рис. 16.17 6) состоят из двух полумуфт, одна из которых имеет внутренние, а другая внешние зубья.

Зубчатые сцепные муфты, обеспечивают сцепление валов с помощью зубчатых колес с эвольвентным профилем зубьев внутреннего зацепления с одинаковым модулем и числом зубьев. При этом одна из полумуфт жестко крепится на валу, вторая с помощью поводка перемещается вдоль оси вала, обеспечивая сцепление или расцепление валов. Торцы зубьев закруглены для облегчения сцепления. На рис. 2.10.13, а показана муфта, состоящая из полумуфты 1, закрепленной на валу защитного корпуса 2 с зубьями внутреннего зацепления, и подвижной полумуфты 3 с проточкой для управляющего поводка. На рис. 2.10.13, б представлена схема более простой зубчатой муфты. Полумуфты изготавливают из легированных сталей 20Х, 40Х, 40ХН с термообработкой для получения твердости рабочих поверхностей зубьев 48 – 60 HRC. Одним из недостатков кулачковых и зубчатых муфт является самопроизвольное выключение муфт.

Зубчатые сцепные муфты широко применяют в коробках скоростей станков, автомобилей, тракторов и других машин при необходимости получить малые габариты. В этих муфтах одна из полумуфт имеет внешние, а другая – внутренние зубья. Модуль и число зубьев одинаковые. Их конструируют по схемам, представленным на рие. Включение этих муфт производят либо за время свободного хода после выключения двигателя, либо на ходу е применением синхронизаторов.

Зубчатые сцепные муфты широко применяют в коробках скоростей станков, автомобилей, тракторов и других машин при необходимости получить малые габариты. В этих муфтах одна из полумуфт имеет внешние, а другая – внутренние зубья. Модуль и число зубьев одинаковые.

Зубчатая сцепная муфта состоит из двух полумуфт, имеющих на цилиндрических поверхностях наружные и внутренние эволь-вентные либо полукруглые зубья. Для облегчения включения торцы зубьев закругляются.

Зубчатая сцепная муфта состоит из двух полумуфт, имеющих на цилиндрических поверхностях наружные и внутренние эвольвентные либо полукруглые зубья. Для облегчения включения торцы зубьев скругляют.

К расчету кулачков сцепных муфт.

Зубчатые сцепные муфты без обоймы ( рис. 17.16, б) состоят из двух полумуфт, одна из которых имеет внутренние, а другая – внешние зубья.

Зубчатая сцепная муфта состоит из двух шестерен: с наружными и внутренними зубьями, число зубьев одинаковое. В дальнейшем для краткости будем называть те и другие кулачковыми муфтами.

Ниже приводятся данные о зубчатых сцепных муфтах, включаемых в неподвижном состоянии, имеющих широкое распространение благодаря более простой технологии изготовления обычными инструментами и методами, используемыми при производстве зубчатых колес.

Сходны с кулачковыми по принципу действия и зубчатые сцепные муфты, которые в замкнутом положении подобны зубчатому ( шлице-вому) соединению. При соединении ( разъединении) валов одна из зубчатых полумуфт остается неподвижной, в то время как другая перемещается по шпонке или зубцам вдоль вала. Кулачковые и зубчатые муфты требуют хорошего центрирования.

Уникальные соединения: Gear Coupling: GX Gear G 420

Наш продуктов Coupling »

00

Основные характеристики
  • Зубья изогнутые и бочкообразные
  • Улучшенные уплотнения — работают намного лучше, чем уплотнительные кольца

Полное зацепление зубьев – уменьшает неравномерный износ
Пилотирование на наружном диаметре зубов – обеспечивает лучший динамический баланс
Увеличенные диаметры отверстий
Компактный
Широкий диапазон — Полная шестерня, полушестерня, распорные муфты
Полностью плавающие и полуплавающие валы
Специальная форма дисков для обеспечения чистой растягивающей нагрузки
Более высокая гибкость с лучшими значениями крутящего момента
Унифицированные пакеты дисков

Размеры и стандартные размеры

Размер л. с./100 Номинальный Крутящий момент Пик Крутящий момент Макс. Скорость Макс. Отверстие А Б Диаметр С Диаметр D Диаметр Э Г Диаметр Х
  об/мин НМ НМ об/мин об/мин ММ ММ ММ ММ ММ ММ ММ
Г115 10 710 1420 10000 42 87 115 85 60 42 3 105
Г150 24 1710 3420 7400 55 103 150 106 78 50 3 120
Г180 50 3560 5800 5900 70 127 180 132 100 62 3 150
Г195 65 4630 7730 5600 80 127 195 145 113 75 5 150
Г210 90 6410 10700 5000 90 165 210 160 126 80 5 180
Г240 150 10685 16400 4300 100 185 240 180 140 90 5 205
G250 185 13180 21100 4300 110 185 250 192 155 90 5 205
Г290 230 16380 25200 3900 125 226 290 212 170 110 6 238
G320 428 30500 45750 3500 140 246 320 240 190 120 6 305
G350 587 41800 62700 3200 165 278 350 270 216 135 8 360
Г390 793 56500 84750 2900 180 318 390 295 240 155 8 385
G420 1032 73500 116000 2700 200 348 420 325 265 170 8 420
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий