Как устроена бензопила и ее механизмы

Теория и принципы работы топливной системы, конструкция карбюратора

Принцип работы карбюратора

В различных моделях бензопил конструкционное устройство карбюратора может отличаться, однако принцип работы данной детали всегда одинаков: нагнетаемый поток воздуха продвигается в направлении воздушного (импульсного) канала, воздух регулируется воздушной заслонкой. Поступая в импульсный канал, воздух изменяет скорость. На изменение скорости влияет специальный клапан, который перекрывает отверстие впуска воздуха. В воздушный канал происходит подача топлива, которое смешивается с потоком воздуха. В результате образуется горючая топливно-воздушная смесь, которая затем поступает в двигатель и там сгорает.

Рисунок 1. Схема принципа работы карбюратора бензопилы

Рисунок 2. Карбюратор бензопилы Хускварна 137

Рисунок 3. Принцип работы топливной системы на примере карбюратора бензопилы с двухтактным двигателем

Составляющие части любого карбюратора это:

  • алюминиевый корпус (цельный, литой);
  • жиклеры или клапаны, которые регулируют количество топлива, поступающее в карбюратор;
  • поплавковая камера;
  • диффузор;
  • распылитель.

На рисунке 1 можно ознакомиться с расположением ключевых узлов карбюратора, а на рисунке 2 увидеть внешний вид карбюратора бензопилы. Для правильной регулировки карбюратора владельцу бензопилы следует знать, по какому принципу работает эта деталь:

  • когда запускается двигатель, открывается воздушная заслонка;
  • из-за хода поршня внутри поплавковой камеры и в воздушном канале образуется разреженный воздух;
  • далее масса воздуха всасывается через диффузор, где смешивается с топливом, также прошедшим через штуцер в поплавковую камеру, так возникает топливно-воздушная смесь, поступающая во впускные каналы;
  • последний этап — попадание смеси в камеру сгорания двигателя.

Регулируя положение заслонки, владелец бензопилы может либо добавить воздуха в топливо, либо обеднить его — это означает, что топливная смесь будет поступать в камеру сгорания быстрее или медленнее. Регулировочные винты карбюратора используются для настройки оборотов двигателя. Над карбюратором устанавливается воздушный фильтр, который очищает воздух до попадания в воздушный канал.

Видео, в котором представлена таблица регулировка карбюратора бензопилы Хускварна:

Рисунок 4. Таблица пропорций масляно-топливной смеси для бензопил Хускварна

Карбюраторный узел дорогих и средних по стоимости бензопил сконструирован практически одинаково. Дешевые китайские бензопилы нередко отличаются от дорогих оригинальных моделей бензопил тем, что у них отсутствует ряд деталей в карбюраторном узле. Об особенностях регулировки карбюратора китайских бензопил можно будет прочитать далее в статье.

Пошаговая последовательность процесса регулировки

Прежде чем приступить к регулировке, запомните:

  • регулировка проводится только «на горячую», то есть, двигатель нужно завести и прогреть в течение 10 минут;
  • затем регулировочный винт проворачивают против часовой стрелки и останавливают цепь бензопилы;
  • перед регулировкой бензопилу нужно положить на ровную поверхность, а пильную часть направить в сторону от владельца;
  • для регулировки используют три винта с буквенными обозначениями, Н — настраивает верхние обороты, контролирует главный жиклер, L — регулирует работу жиклера холостого хода, настраивает низкие обороты, Т — настраивает холостой ход.

Регулировка карбюратора пошагово:

  • винт L прокрутите слева направо, или справа налево, найдите предельное число оборотов двигателя, затем вернитесь на 1/4 оборота назад;
  • такие же действия проделайте с винтом Н;
  • бензопила должна поработать несколько секунд, с помощью тахометра определяют максимальные обороты двигателя — их показатель не должен превышать максимум, указанный в инструкции к бензопиле;
  • если в режиме холостого хода цепь движется, проверните винт Т в направлении движения цепи до момента, пока цепь полностью не остановится (холостой ход всегда регулируется только винтом Т, который вращают справа налево — против часовой стрелки — до полной остановки цепи).
  • ослаб резьбовой крепеж, через образовавшийся зазор проникает воздух;
  • жиклеры засорились смолистыми отложениями, требуется промывка в ацетоне;
  • не отрегулировано зажигание.

Конструкция и принцип функционирования карбюратора бензопилы

для смешивания в определенных пропорциях кислорода и горючего

Устройство карбюратора, в общем, во всех пилах одинаково, исключение составляют бензопилы китайского производства. Но, в принципе, не будет лишним заглянуть в техпаспорт инструмента и изучить строение карбюратора. Его основные составляющие таковы:

  • трубка — элемент, отвечающий за порционную подачу воздуха путем открытия или закрытия заслонки;
  • диффузор — элемент, расположенный у входного отверстия, через которое подается топливо и предназначен для ускорения потока воздуха;
  • распылитель — механизм впрыскивания топлива в поток воздуха;
  • поплавковая камера — полость, предназначенная для поддержания горючей смеси на одном уровне. Именно из нее через жиклер, топливо попадает в распылитель.

Поток воздуха, проходя через диффузор

Признаки, говорящие о необходимости регулировки карбюратора

Есть несколько признаков того, что карбюратор работает некорректно и его требуется отрегулировать.

  1. Пила с трудом заводится и почти сразу после старта глохнет. Причина этого в том, что в топливе содержится низкая доля октана.

  2. Слишком большой расход топлива, очень большой объем выхлопных газов, горючее расходуется не полностью. Здесь причина кроется в слишком насыщенной смеси, подаваемой в двигатель.
  3. Нарушено крепление винтов регулировки из-за вибрации и неисправности защищающего колпака. Это встречается редко и вследствии попытки регулировки винтов.
  4. Попадание мусора (или окалины) в карбюратор из-за поломки воздушного фильтра или использования топлива низкого качества. Здесь одной регулировки будет недостаточно, нужно еще провести промывку.
  5. Сильная изношенность поршней. Настройка карбюратора поможет временно. В этом случае необходимо капитально ремонтировать двигатель.

Если у вас присутствуют некоторые из вышеописанных признаков, значит пора заняться регулировкой карбюратора бензопилы.

Подготовка к регулировке

Регулировка карбюратора бензопил происходит с помощью трех винтов:

  • «H» — винт, регулирующий максимальные обороты и главный жиклер;
  • «L» — винт для настройки малых оборотов мотора и жиклера холостого хода;
  • третий винт регулирует холостой ход и может обозначаться по-разному: «LA», «S», «T».

Возможно также, что в вашей бензопиле винтов будет меньше, зависит от производителя.

Итак, обозначение винтов мы выяснили, переходим к подготовительным процедурам. Здесь все просто.

  • Найдите в техпаспорте на пилу информацию об углах поворота винтов. Это условие должно соблюдаться, иначе это может стать причиной поломки двигателя.
  • Положите бензопилу на какую-либо устойчивую поверхность.
  • Цепь пилы должна быть направлена в сторону от вас во избежание травм.
  • Чтобы добраться до карбюратора, открутите болты крышки бензопилы и снимите её.
  • Далее убирается поролон и часть воздушного фильтра.

Теперь можно приступить непосредственно к самой регулировке, которая производится в два этапа.

Регулировка карбюратора бензопил

закрутить по ходу часовой стрелки винты

Завершив процедуру, запускаем двигатель и прогреваем его 10 минут, установив на средние обороты. Теперь займёмся винтом холостого хода, который, как мы помним, может быть обозначен по-разному. Его необходимо закручивать против хода часовой стрелки, пока мотор не начнет работать равномерно. Следите за тем двигается или не двигается цепь. Если да, то винт нужно еще покрутить против часовой стрелки. Если двигатель в этом режиме глохнет, немного проверните винт по часовой стрелке.

По завершении всех манипуляций обязательно проведите проверку: ускорения, холостого хода и числа оборотов.

Проверка работы бензопилы после настройки карбюратора

Правильно ли вы отрегулировали карбюратор на бензопиле покажут следующие испытания. Плавно нажимайте на акселератор и, если обороты двигателя почти сразу возросли до максимальных, значит он работает нормально при ускорении. Под максимальными понимаются значения от 2800 до 15000. Если этого не происходит, крутим винт L на одну восьмую оборота против часовой стрелки.

должно быть в пределах 11500 – 15000

После этих испытаний нужно проверить работу бензопилы в режиме холостого хода. Можно говорить о правильной регулировке винта холостого хода, если при проверке цепь не двигается, а мотор при нажатии на акселератор быстро набирает максимальное количество оборотов. Звук мотора должен попадать в четыре такта.

Если при проверке вы понимаете, что необходимые условия не достигнуты, регулировку нужно провести снова или обратиться к специалистам.

Как разобрать и собрать бензопилу Штиль

До разбора отдельных элементов бензопилы Штиль, нужно проделать подготовительную работу: удалить боковую решетчатую крышку на корпусе, цепь и направляющую шину. Дальше очистить весь корпус от грязи, масляно-бензинового налета, налипших опилок. Если где-то имеется много подтеков масла и механической чисткой не удается качественно их удалить, следует использовать керосин, бензин или ВД-40.

Снятие рукоятки

Рукояти бензопилы Штиль держатся на корпусе, на трех антивибрационных резиновых амортизаторах. Сначала нужно вытащить пластиковые заглушки из средины резиновых прокладок. Потом куском тонкой арматуры или толстой отвертки выдавить из своего посадочного отверстия верхнюю прокладку, которая находится рядом с задней рукояткой. Потом демонтируется средний амортизатор.

Чтобы снять третий амортизатор нужно развернуть корпус пилы в сторону от внутренней части рукояти и, потянув в противоположную сторону снять с амортизатора.

Снимаем стартер

Когда демонтирована верхняя крышка корпуса бензопилы Штиль, нужно раскрутить 4 крепежных винта стартера. Затем будет доступна крышка масляного бачка и топливной емкости. Стартер ничего не держит на своем месте, его легко демонтировать.

Когда стартер снят, нужно бензином или ВД-40 очистить открывшуюся внутреннюю полость, в ней обычно много мелких спрессованных с подтеками масла смолянистых опилок. Перед тем как использовать растворители, если слой этой густой субстанции очень толстый, нужно счистить деревянной щепой.

Снятие маховика

Маховики мотопил, в том числе и бензопилы Штиль, закручены очень крепко, чтобы избежать раскручивания и люфтов. Чтобы снять штилевский маховик, нужен накидной ключ на 13, съемная головка с металлическим рычагом или мощный гайковерт.

Чтобы зафиксировать коленвал, нужно снять свечу зажигания и через образовавшееся отверстие заблокировать поршень, вставив в него веревку из скрученных узелков.

Полностью выкручивать гайку нет необходимости, можно остановиться, когда верхняя поверхность гайки будет вровень с концом вала. Затем через проставочную выколотку мягкими ударами нужно заставить маховик бензопилы соскочить с коленвала, затем его очень просто снять руками, без специнструмента или ударных нагрузок.

Демонтаж сцепления и системы подсоса масла

Чтобы добраться до механизма сцепления бензопилы Штиль, нужно снять со своего посадочного места звездочку. Нужно вынуть шайбу-стопор из фиксирующих пазов на коленвале, снять подшипник, звездочку и прокладки.

Шестигранной головкой на 19 выкручиваем сцепление. Здесь резьба нестандартная, левая, выкручивать нужно в сторону направляющей шины.

Полностью раскрутив сцепление и отложив в сторону, следует демонтировать отражающую пластинку с коленчатого вала и привод масляного насоса. Никаких стопорных колец здесь нет, снимается все руками.

Карбюраторный блок, катушка зажигания и глушитель

Карбюратор бензопилы Штиль снимается с помощью шестигранной головки или накидного ключа на 8, а также проставочного удлинителя. Удлинитель нужен для выкручивания гаек карбюраторного блока и воздушного фильтра.

До того, как снимать со своего места карбюратор, не лишним будет отсоединить монтажные провода, идущие к зажиганию и к тяге воздухозаслонки от ручки управления мотором, а также демонтировать рычаг. После этих операций ничего не будет мешать убрать карбюратор и воздушный фильтр.

Для снятия глушителя достаточно отвинтить две крепежные гайки и потянуть глушитель в противоположную от корпуса сторону.

Катушку легко снять, открутив 2 крепежных винта по бокам основания катушки.

Снятие и разборка ДВС

Сердце любого бензоинструмента это его мотор. Движок бензопилы Штиль в корпусе держат 4 закаленные болта снизу. Их необходимо полностью раскрутить и медленно вынуть мотор из своих посадочных гнезд и особенно аккуратно через резиновую трубку карбюратора.

Картер также держится на 4 болтах. После картера можно вынуть коленвал вместе с сальниками, подшипниками и кольцами поршня.

При демонтаже сальников и подшипников может понадобиться специальный съемник, если они запрессованы на ведущий вал с усилием.

Чтобы снять поршень с шатуна двигателя бензопилы Штиля требуется убрать кольцо-стопор отверткой из своего посадочного места. Дальше с противоположной стороны от стопорного кольца выдавливаем поршень, потом поршень без труда извлекается.

Сборка бензопилы

После полной разборки нужно сначала отдельно собрать двигатель, после этого соблюдая обратную последовательность разбора собрать все компоненты бензопилы воедино. Финальным этапом будет установка тяг карбюраторного блока и монтажных проводов зажигания.

Виды и классы бензопил

В любом строительном магазине с инструментами можно найти большой ассортимент бензопил. Все они отличаются брендом, внешним видом и, конечно же, стоимостью. По назначению бензопилы бывают бытовыми, полупрофессиональными и профессиональными.

Подобрать инструмент не составит труда, зная цель его применения. При выборе изделия учитывайте ресурс бензопилы, который измеряется в часах и определяет время от покупки агрегата до капитального ремонта двигателя. Для бытового оборудования этот показатель равен 500 моточасов, для профессионального 2 000.

Бытовые

Эти модели не получил широкого распространения, они крайне редко используются в эксплуатации, а поэтому относятся к числу бюджетных. Зачастую такой инструмент покупают люди на всякий случай, чтобы отпилить ветки раз в полгода или распилить небольшое количество древесины. Суммарное время работы в месяц, которое выдерживает этот инструмент — 20 часов. Зачастую мощность бензопилы не превышает 2 кВт.

Хоть эти бензопилы и слабые, они отличаются легким весом, удобством в использовании. Стоимость на такие модели варьируется от 5 000 до 10 000 рублей.

Ниже в таблице перечислим несколько бытовых приборов со сравнительными характеристиками

НазваниеМощностьШаг цепи, дюймВес,кг
Husqvarna 2401500 Вт, 2 л.с.0.3254.7
Stihl MS 180-141500 Вт, 2 л.с3/83.9
Huter BS-522800 Вт, 3.8 л.с0.3257.5

Полупрофессиональные

Этот тип инструмента отличается повышенной мощностью, за счет чего может использоваться на строительных объектах. Их называют фермерскими, так как оборудование нередко используют для вала деревьев. По характеристикам инструмент напоминает профессиональный, но непригоден для пользования более 4 часов в день. Стоимость подобных моделей достигает 20 000 рублей.

Профессиональные

Такие бензопилы используют только на лесоповалах, для домашнего использования они неудобны. Мощность достигает 8 кВт и максимальную работоспособность. В сутки ими можно пользоваться без остановки до 8 часов, а с перерывами 16 часов. Но и стоимость такого оборудования выше чем бытового, от 20 000 до 100 000 рублей, в зависимости от характеристики.

Ниже в таблице перечислим самые популярные профессиональные бензопилы с характеристиками.

НазваниеМощностьОсобенностиСредняя стоимость, руб.
Husqvama 372XP-183 900 ВТ, 5.3 л.с.Встроенная антивибрационная система, есть режим очистки воздуха.55 000
Husqvarna 450EII2 400 ВТ, 3. 26 л.с.Функция Smart Start гарантирует быстрый запуск устройства. Отмечена минимальная затрата топлива.30 000
Echo CS-510-152 600 ВТ, 3. 54 л. с.Регулируемый карбюратор, минимальная вибрация во время работы.45 000

Ремонт системы подачи топлива

Топливо может не попадать в цилиндр по следующим причинам:

  • Загрязнение топливного фильтра. Следует снять топливный шланг и проверить, как течет топливо. Если струя слабая, возможно, нужно прочистить фильтр. Его достают через заливное отверстие топливного бака и чистят, в случае сильного загрязнения заменяют новым. В качестве профилактики рекомендуют производить замену топливного фильтра раз в три месяца.
  • Засорение сапуна (отверстия в крышке топливного бака). Проверяют также отсоединением шланга, в случае засора чистят с помощью иглы.
  • Отсутствие или недостаточное количество топлива. Причин неисправности может быть несколько. Первая причина – засорение воздушного фильтра. Воздух перестает поступать в карбюратор в нужном количестве, в связи с этим из-за слишком обогащенной топливной смеси нарушается работа двигателя. Загрязненный фильтр аккуратно снимают, чистят и промывают в воде, затем сушат и устанавливают на место.

Еще одна причина – неправильная отрегулированность карбюратора. Регулировку производят тремя винтами.

Своевременная замена топливного фильтра гарантирует полноценную подачу топлива

Топливный шланг и привод воздушной заслонки должны плотно прилегать к штуцерам

Тросик рычага привода дроссельной заслонки должен находиться на своем месте

Во время работы необходимо пользоваться инструкцией, иначе можно сделать только хуже.

И последняя причина – нарушение целостности мембраны или засорение каналов карбюратора.

Чтобы ремонтировать карбюратор самостоятельно, необходимо познакомиться со всеми его деталями

Все части должны быть чистыми, сухими и исправными.

Типы бензиновых ДВС

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие типы:

  • Двухтактные;
  • Четырехтактные;
  • Карбюраторные;
  • Инжекторные.

Наиболее наглядно принцип работы ДВС реализован в четырехтактном двигателе.

В этом типе полный цикл работы происходит за два оборота коленвала. Первый оборот — впуск и сжатие. Второй оборот — рабочий ход и выпуск. Соответственно, имеются два клапана — впускной и выпускной. Открытие и закрытие клапанов синхронизируется с положением коленчатого вала. Для этого служит система газораспределения.

Если совместить по два такта, то мы получаем двухтактный двигатель. В нем полный рабочий цикл происходит за один оборот вала. В этом типе двигателя нет необходимости в клапанах и, соответственно, в сложной и тяжелой системе газораспределения. Впускной и выпускной клапаны заменяют прорези в цилиндре. Двухтактный двигатель удается сделать предельно простым, легким и в то же время довольно мощным.

Каждый тип двигателя имеет свои преимущества и недостатки. На сегодняшний день все автомобильные двигатели — четырехтактные. Двухтактные моторы устанавливались раньше на некоторые старые автомобили, но это достояние автомобильной старины.

Четырехтактными делают двигатели мотокультиваторов и мотоблоков, газонокосилок и бензогенераторов.

Двухтактные устанавливают на мопеды, мотоциклы, в некоторые лодочные подвесные моторы.

Весь ручной бензоинструмент, как правило, двухтактный. Правда, в последнее время на рынке появились бензопилы и бензокосы с четырехтактными двигателями, но это пока экзотика, и их преимущества в этом сегменте неочевидны.

В камере сгорания ДВС сжигается не бензин, а смесь бензина с воздухом. Для достижения высоких оборотов двигателя надо, чтобы смесь сгорала как можно быстрее, практически взрывалась. Сам по себе бензин горит медленно. А пары бензина взрываются от малейшей искры. Вот почему опасно находиться вблизи луж с пролитым бензином. Поэтому же необходимо хранить бензин в герметичных емкостях. По этой же причине нельзя разжигать печь бензином и разливать бензин в пластиковые емкости, в которых возможны искры от электростатического разряда.

Для приготовления смеси бензина с воздухом и управления подачей этой смеси в камеру сгорания и служит карбюратор.

В современных автомобилях на смену карбюратору пришла более сложная и совершенная система непосредственного впрыска с электронным управлением — инжектор.

Но двигатели домашней техники по-прежнему используют карбюратор.

Устройство и принцип работы двигателя бензопилы

Самый главный механизм бензопилы — это мотор. На рассматриваемых агрегатах применяются двигатели внутреннего сгорания бензинового типа. Такие ДВС состоят из одного цилиндра, и имеют двухтактную систему функционирования. Более подробно о том, как устроен и работает двухтактный двигатель бензопилы, описано в этом материале.

Именно к двигателю подсоединяются дополнительные механизмы, за счет которых получается готовый бензоинструмент. Устройство двухтактного двигателя бензопилы состоит из следующих элементов:

  1. Цилиндр — корпус, внутри него располагается круглое отверстие, по которому перемещается поршень. Цилиндр имеет ребристую конструкцию, что сделано для обеспечения отвода тепла
  2. Поршень — деталь, которая движется вверх и вниз, осуществляя при этом перемещение коленчатого вала
  3. Шатун — это часть, за счет которой соединяется поршень с коленвалом
  4. Коленчатый вал — деталь, которая при вращении создает полезную работу. Это вращательная энергия, использующаяся для привода в действие цепи бензопилы

В конструкции цилиндра имеются каналы, по которым осуществляется подача топливно-воздушной смеси для ее воспламенения, а также отведение образовавшихся выхлопных газов. Двигатель бензопилы работает на смеси бензина с маслом. Это нужно для того, чтобы обеспечить смазку кривошипно-шатунного механизма, а также стенок поршня и цилиндра. Для этого топливная смесь поступает сразу не в камеру сгорания, а в емкость кривошипно-шатунного механизма. Осуществив смазку деталей, смесь выталкивается в камеру сгорания, где и осуществляется ее сжатие с последующим сжиганием.

К двигателю подключены следующие механизмы:

  1. Маховик — располагается на одной части коленчатого вала, а служит он для обеспечения центробежной силы
  2. Муфта сцепления — это механизм, посредством которого происходит вращение цепи в зависимости от количества оборотов двигателя
  3. Глушитель — эта деталь, которая осуществляет не только уменьшение звука работы мотора, но еще и направляет выводимые выхлопные газы в направлении от пильщика
  4. Модуль зажигания и свеча — это устройства, отвечающие за сжигание ТВС
  5. Карбюратор с проставочной втулкой — отдельный элемент, который обеспечивает смешивание бензиномаслянной смеси с воздухом, и подачей готовой ТВС в цилиндр. Проставка является соединительной часть между карбюратором и цилиндром, исключающая перегрев первого механизма

Мощность двигателя бензопилы зависит от объема топливной камеры. Чем больше объем, тем выше мощность. На бензопилах используются не только двухтактные двигатели, но еще и моторы 2-mix.

https://youtube.com/watch?v=bRP_CeJ__U8%3F

Это интересно! Главная особенность ДВС бензопилы в том, что скорость движения вала достигает максимального значения в 13600 оборотов в минуту. Развитие такой скорости коленчатым валом исключает необходимость использования редуктора на бензопиле. Редуктор понижающего типа используется преимущественно на электрических пилах.

Электрическая бензопила в разрезе

Двигатель бензопилы в разрезе представлен на фото ниже.

Далее рассмотрим устройство и принцип действия составляющих деталей и механизмов бензопил, что обязательно будет полезно в поиске разного рода неисправностей инструмента.

Это интересно: Разновидности приспособлений для цепной бензопилы — рассматриваем во всех подробностях

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий