Споттер для кузовного ремонта. Как он работает?

Рабочий пистолет споттера

Как уже было сказано выше, основным рабочим органом споттера является пистолет. Если вы планируете постоянно использовать самодельный споттер в своей работе, то лучше приобрести заводской пистолет. Если же такой аппарат нужен вам для нерегулярного применения, то можно собрать для него рабочий орган из подручных средств.

Пистолет споттера в сборе с обратным молотком

В качестве таких подручных средств обычно используют монтажный клеевой пистолет или рабочую часть от полуавтоматического сварочного аппарата. Сделать удобную и надежную ручку для самодельного пистолета можно из гетинакса или текстолита толщиной 12–14 мм, вырезав из них две одинаковые прямоугольные части. В одной из таких частей делается углубление, в котором помещается кронштейн, необходимый для крепления электрода. Здесь также можно разместить лампочку, кнопку для включения подсветки и переключатель, отвечающий за подачу импульса.

Очень ответственно следует подойти к изготовлению кронштейна, в котором будет крепиться сварочный электрод. Делается такой кронштейн из медной трубы квадратного или прямоугольного сечения. Сам электрод изготавливается из сплошного медного прутка, диаметр которого должен составлять 8–10 мм. Очень удобно, если конструкция вашего самодельного пистолета будет такой, что заменять в нем электрод можно будет без разборки.

Чтобы подключить пистолет к самому споттеру, необходимо использовать сварочный и контрольный кабель, в котором должно быть 5 жил с сечением 0,75–1 мм 2 каждая. Три жилы контрольного кабеля подключаются к переключателю «Импульс», две – на лампочку, отвечающую за подсветку и ее выключатель. Конец сварочного кабеля тщательно зачищается и запаивается в отверстие в кронштейне.

Как сваривать детали с помощью споттера?

Сегодня разработана единая технология использования установки, которая применяется всеми профессиональными рихтовщиками. Чаще всего методика уместна для работы с деформированными деталями, находящимися в труднодоступных местах. Такая сварка используется для рихтовки повреждённых крыльев, дверей, стоек. Споттер пригодится для корректировки любой поверхности, которая нуждается в выравнивающих усилиях с обратным направлением.

Контактная сварка нуждается в коротком импульсе напряжения

Сварка по точкам задействует передающийся ток для создания сцепления с деталью. Далее, к участку прикрепляется упор или инерционный молоток. Перечисленные манипуляции обеспечивают быстрое и качественное восстановление кузова.

После довода кузовного элемента к изначальному состоянию зацеп убирается, а поверхность зачищается. Шлифовка необходима из-за наличия на корпусе остатка металла от сварки, иначе гладкую поверхность установить не получится.

Технология работы со споттером:

  1. Повреждённый участок детали очищают от всего покрытия, должен создаться качественный контакт с металлом.
  2. К зачищенному месту подключают контакт для заземления.
  3. Приваривают крепеж для зацепа инструментов.
  4. При помощи инструментов для выравнивания металлов зацепляются за фиксатор.
  5. Вытягивают участок до восстановления изначального состояния или близкого к нему.
  6. Прикреплённый зацеп круговыми движениями отрывают вручную.
  7. Зачищают поверхность до восстановления гладкого состояния и готовят её к шпаклёвке и окрашиванию.

Споттер по типу работы подобен сварочной установке, для его использования желательно иметь базовые навыки выполнения сварки. В процессе манипуляций обязательно нужно следить за правилами эксплуатации и личной защиты. Аппарат пригодится для всех типов восстановительных работ с кузовом авто, где требуется точечное воздействие.

Параметры споттеров

На рынке представлены различные модели рассматриваемых устройств, отличающиеся конструкцией и характеристиками. Наиболее дешевые варианты — однофазные трансформаторные переменного тока. Однако они не подходят для работы с оцинкованным или высокопрочным металлом.

Более мощные споттеры оснащают трансформаторами трехфазного постоянного тока. Однако современные модели комплектуют инверторами, которые обеспечивают им компактные размеры и небольшую массу, а также высокое качество работ благодаря возможности создания тока частотой до 2000 Гц. К тому же такие споттеры имеют электронное управление и способны сваривать любые металлы. Узнать о параметрах различных видов данных инструментов можно из статей и видео опытных гаражников.

Аппарат для точечной сварки своими руками

Сварочный аппарат действует на принципах закона Ленца — Джуоля: электрический ток, проходя по проводнику, выделяет тепло, которое напрямую равно квадрату тока, времени и сопротивлению проводника. Это означает что при силе тока в 1000 А, на тонких проводах и плохо сделанных соединениях, потери будут в 10000 раз больше, чем при 10 А.

Трансформатор

Основной элемент любого оборудования для точечной сварки — силовой, с повышенным эффектом трансформации (для получения нормального сварочного тока). Его можно взять в мощной микроволновке (от 1 кВт и выше), он питает магнетрон. Удобен своей доступностью и хорошими характеристиками. Показателей трансформатора хватит для точечной сварки стальных листов в 1 мм. Для получения большей мощности используют 2 и более детали.

Показатели таких трансформаторов составляют до 2000 В (в микроволновке оно удваивается перед подачей на магнетрон), не стоит их подключать в сеть и измерять выходные характеристики. Из этой детали нам понадобится первичная обмотка (в которой толще провод и меньше витков) и магнитопровод.

Провода срезаются стамеской или ножовкой (если он сварен, а не склеен), или выковыривается и высверливается (при очень плотной набивки обмотки, когда выбивание всё разрушит). При удалении проводов вторичной обмотки старайтесь действовать аккуратно, чтобы не повредить первичную обмотку. В трансформаторе также бывают шунты, которые ограничивают ток, их тоже нужно срезать.

После аккуратного извлечения нужных элементов, вторичная обмотка трансформатора обновляется. Для достижения показателей тока в 1000 А нужно использовать медный кабель с толщиной сечения в 100 мм² и более. Это может быть пучок или многожильный провод. Если внешняя изоляция мешает получить нужное количество витков, то её удаляют и заменяют на тканевую изоленту. Провода должны быть как можно меньшей длины, чтобы не было ненужного сопротивления.

сделайте больше витков, так вы повысите показатели мощности

Например, если у вас есть 2 трансформатора мощностью 0,5 кВт, с входным напряжением 220 В, при номинальном токе 250 А и выходным напряжением 2В. Соединив выводы вторичных и первичных обмоток, получим прибор, в котором номинальное напряжении в 2 В, выходной ток — 500 А (ток сварки также удвоится).

При создании устройства, во вторичных цепях устройства должны использоваться электроды. То есть при задействовании трансформаторов по 0,5 кВт, их связывают вместе проводами с диаметром 1 см, а концы к электроду. Если допустить ошибку при подключении выводов вторичной и первичной обмотки, это приведёт к короткому замыканию.

Когда используете два мощных трансформатора и вам нужно увеличить напряжение, но размер окна магнетрона не позволяет добавить необходимое количество витков провода, для этого вторичные обмотки соединяются последовательно. Необходимо согласовывать направление витков, иначе можно получит противофазу, что приведёт к выходному напряжению равному нулю (чтобы правильно понять этот момент проведите эксперимент с тонкими поводами).

На первичные обмотки трансформаторов

Первый случай свидетельствует о том, что цепи первичной и вторичной обмотки соединены вместе разноимёнными выводами (напряжение на первичной обмотке равно половине входного, которое преобразуется во вторичной обмотке, где оно суммируется и даёт двойное значение). Нулевое значение вольтметра показывает, значение напряжения на вторичных обмотках противоположны, это значит что одна из пар обмоток соединена одноимённым выводом.

Чтобы увеличить показатели у своего аппарата точечной сварки, нужно соединить несколько трансформаторов, но они не должны превышать показатели сети, иначе при его использовании общее напряжение будет падать. Ограничитесь 1000–2000 А, для бытовых условий такой силы тока достаточно.

Электроды

Медные стержни используют в качестве электродов. Чем больше толщина тем лучше, но его диаметр не должен быть меньше показателей провода. Если у вас аппарат небольшой мощности, то подойдут жала от паяльника.

Чем меньше длина провода

При использовании обжима, площадь крепления получается гораздо меньше, что увеличивает потери.

Управление

На промышленных аппаратах она доходит до 100 кг

Выключатель подключается к цепи первичной обмотки, иначе он будет добавлять сопротивления, а его контакты при работе расплавятся.

Если вы используете рычажный механизм прижима, то кнопку выключения монтируйте на нём. Очень удобно одной рукой давить на рычаг и управлять работой. Вторая рука контролирует сварку деталей.

Шайбы для споттера из чего сделать

Споттер – популярный у авторемонтников-кузовщиков аппарат, позволяющий выправлять вмятины на кузовных деталях автомобилей, подобраться к которым с обратной стороны затруднительно или невозможно без серьезной разборки. С помощью споттера методом точечной сварки к поврежденному участку приваривается крепежный элемент, за который и вытягивается вмятина. Споттеры промышленного изготовления широко представлены на рынке. Достаточно опытный мастер вполне может сделать споттер своими руками.

Споттер и его устройство

Споттер (spotter) – это аппарат для точечной сварки (tack welding). Действие его основано на явлении токового сопротивления. При пропускании электрического тока через точку сварки выделяется большое количество тепла, металл заготовок нагревается до температуры пластичности и заготовки свариваются друг с другом в этой точке. При этом применения сварочных материалов — плавящихся электродов, сварочной проволоки, флюсов и защитных газов не требуется. Нагрев (и остывание) происходят настолько быстро, что нагретый металл не успевает прореагировать с кислородом воздуха и окислиться.

Споттер состоит из следующих основных частей:

  • корпус, в котором размещены электрические компоненты;
  • кабель массы;
  • сварочный пистолет с кабелем;
  • остро заточенный электрод.

Применяются две основных конструкции споттеров: трансформаторная и инверторная.

Трансформаторный вариант вполне можно сделать своими руками. Инверторный включает в себят высокотехнологичные электронные компоненты, которые в условиях домашней мастерской изготовить проблематично.

Особенности применения споттера

Основные области применения устройства это:

  • сварка тонкостенных деталей;
  • рихтовка кузовных деталей без разборки корпуса или обивки.

Споттер чрезвычайно удобен там, где доступ к элементу с вмятиной невозможен или весьма затруднен. К элементу приваривается специальный крепеж, за который с помощью обратного молотка, талей или гидравлических домкратов и исправляется вмятина. У споттера также есть режим нагрева элемента для повышения его пластичности, в результате помятый металл возвращается в свою начальную форму.

Как работает споттер

К поврежденному участку, в центре вмятины точечной сваркой приваривается крепежный элемент. К нему крепится шток обратного молотка, опирающегося на корпус за пределами вмятины. Устройство тянет за шток, имитируя удар киянки с обратной стороны металла, куда нет доступа, и вмятина выправляется.

Сделанный своими руками споттер должен иметь два основных режима работы:

  • кратковременный, служащий для прикрепления ремонтной шайбы к поврежденному участку;
  • постоянный — служащий для обычной точечной сварки угольным электродом.

Преимущества такого метода правки вмятин:

  • Минимальные сопутствующие повреждения, наносимые корпусу и автомобилю в целом.
  • Быстрота исправления повреждений по сравнению с частичной разборкой автомобиля.

Чтобы в полной мере получить эффект от этих преимуществ, важно при исправлении повреждений своими руками точно соблюдать требования технологии

Функциональность споттеров серийных моделей

Прежде чем проектировать и изготавливать споттер своими руками, полезно будет изучить функциональность промышленных моделей. Они выполняют:

  • сварку ремонтных шайб;
  • сварку стержня, выправляющего вмятины тягой;
  • нагрев металла для его осадки с помощью графитовых электродов;
  • систему вентиляции и защиты от перегрева с включением после остывания.
  • переключение между режимами постоянной работы для нагрева и кратковременным режимом для сварки

Аппараты из магазина отличаются надежностью и несложны в использовании и обслуживании. Специальная подготовка оператора такого аппарата не требуется, достаточно общих навыков сварочных и слесарных работ.

Характеристики споттеров выпускаемых серийно

Основные характеристики следующие:

  • Параметры сети электропитания — 220 В 50 Гц.
  • Потребляемая мощность — до 10 киловатт.
  • Пиковый ток сварки — 1300 А.
  • Напряжение в рабочей цепи — от 7 до 10 В.
  • Длительность импульса, задаваемая таймером — от 0 до 1,2 сек.
  • Переключение между режимами сварки и прогрева.
  • Тяговое усилие с применением металлического электрода — до 100 кг.
  • То же для монтажной шайбы — более 100 кг.

Что такое споттер и как им работать Технология ремонта. Видео.

Профессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера! В этой статье мы поговорим о том, как работать споттером! Этот аппарат, позволяет значительно сэкономить время при рихтовке металла. Если раньше, когда были только подручные средства такие как, монтажка, «рессора», молотки, лопатки и многие другие железяки, приходилось к примеру разбирать дверь и выстукивать металл изнутри, то теперь с использованием споттера, про эту лишнюю работу можно забыть. Уверен, что после приобретения такого аппарата, Вы вздохнете с облегчением и рихтовка вмятин будет сущим пустяком. Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали, тем самым значительно облегчая задачу. Теперь давайте разберем возможности и принцип работы данного аппарата.

Прежде всего сопоттер или его еще называют спот — это сварочный аппарат для контактной сварки. Отличие споттера от обычного сварочного аппарата, в том, что импульс сварочного тока формируется за счёт разряда конденсатора большой ёмкости и действует в течении очень короткого промежутка времени, настолько короткого, что даже краска с обратной стороны не успевает обгореть. А попробуйте вы исполнить такой трюк с обычным полу автоматом и что получится? Поэтому споттер не заменимый аппарат для кузовного ремонта.

Сейчас конечно можно было бы рассказать о том, кто и когда изобрел этот аппарат, затем мы бы плавно перешли к физике, свойствам металла и так далее, но думаю это мало кому интересно, да и не к чему забивать себе голову лишними вещами

Ведь для мастера кузовного ремонта в первую очередь важно качество исполнения ремонта, а не физико — химические свойства материалов

Как работать споттером?

Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы (как у сварщиков), а всего лишь достаточно дочитать данную статью и посмотреть подробный видео урок. Теперь по шагам:

1. Зачищаем рабочую поверхность.

Всем места соприкосновения шайбы с металлом, необходимо тщательно зачистить от краски и других материалов.

2. К ремонтной детали, крепим заземление

Внимание. Если Вы собираетесь работать с деталью, установленной на автомобиле, то не забудьте отсоединить АКБ, во избежании замыкания электроники. 3

При помощи «спот-пистолета», в нужных местах привариваем крепежные элементы, за которые мы будем «тянуть» металл. (Это могут быть шайбы, шпильки, «змейка», треугольники и др.)

3. При помощи «спот-пистолета», в нужных местах привариваем крепежные элементы, за которые мы будем «тянуть» металл. (Это могут быть шайбы, шпильки, «змейка», треугольники и др.)

4. С помощью обратного молотка (он как правило идет в комплекте), вытягиваем необходимые места. Так же могут быть использованы и другие инструменты, например: гидравлика, тросы, цепи, стапель, лом, ну в общем все подручные средства, которые могут тянуть!

5. Шайбы и кольца, которые у нас выступали в качестве «зацепа», можно легко удалить вращательным движением.

6. Ну и в завершении, останется только зачистить место сварки и приступать к шпаклеванию автомобиля.

Почему для кузовного ремонта обязательно нужно приобрести споттер?

1. Высокая производительность. С помощью споттера можно достаточно быстро приваривать «зацепы» для вытягивания металла.

2. Удобство. Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл. К тому же, Вы автоматически избавляетесь от кучи «обмундирования» (сварочная маска, перчатки, защитные штаны и прочее).

3. Качество. При сварке, споттер не оставляет шлака и окалин, а так же не портит внутреннюю поверхность детали, что предотвращает образование «скрытой» коррозии.

4. Экономия. Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся. Поэтому, Вы очень сильно сэкономите на расходных материалах.

Этих четырех причин вполне достаточно для того, чтобы Вы поняли насколько необходим споттер для кузовного ремонта.

Комплектация споттера выглядит примерно таким образом.

Бываю конечно комплектации и с наименьшим набором всех этих приспособлений, все зависит от цены. Советую покупать споттер с полным «фаршем», так как это будет дешевле, чем потом приобретать комплектующие по отдельности.

Как работать со споттером, подробное демонстрационное видео!

Функциональная направленность споттеров заводского исполнения

Полезными их свойствами можно назвать:

  • Прекрасно взаимодействуют в процессе рихтовки с ремонтными шайбами;
  • Электрод из металла поддерживает соединение на постоянной основе в целях последующего быстрого перехода к операциям;
  • Отлично работают с электродами из графита;
  • Комфорт в применении и легкость обслуживания;
  • Поддерживают переключаемую возможность рабочих режимов: долговременный и кратковременный. Во первом случае применяют электрод из металла, либо вообще используют ремонтные шайбы. Во втором случае устанавливается электрод углеродный;
  • Имеют собственную систему охлаждения, которая автоматически отключит устройство при перегреве.

Как выбрать споттер?

Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:

  • тип преобразователя. Инверторные встречаются реже, но показывают себя хорошо в точечной сварке. Чаще применяются трансформаторные, так как они более надёжны и стоят дешевле;
  • производительность. Встречаются модели стандартных показателей мощности, они применимы только для рихтовки отдельных элементов корпуса. Варианты с повышенной мощностью используются для сваривания по точкам и работы с более прочными деталями;
  • тип формирования сварки. Самый простой вариант – сварка с одной стороны посредством электрода. Эффективнее и дороже аппарат с двусторонней сваркой, она выполняется особыми клещами, которые раскрываются с обратной стороны вручную или пневматикой и сразу создают зацеп.

Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

Существует немало технических параметров споттеров, которые стоят на серийном производстве. Основные характеристики:

  • тип электросети для работы (2 варианта) – 220 В или трёхфазная сеть 380 В;
  • частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
  • предельная мощность – 10 кВт;
  • максимальный ток при сваривании – 1300 А;
  • напряжение на вторичной обмотке – 8-9 В;
  • таймер, позволяет задавать время в диапазоне от 0,1 до 1,2 с;
  • переключение между несколькими режимами сваривания: точечным (активируется таймером) и постоянным (поддерживает работы по свариванию и темперированию);
  • изменение производительности аппарата в зависимости от режима работы. При активации точечного режима привлекается максимальная мощность. В режиме угольной сварки активируется минимальная выходная мощность;
  • усилие на разрыв с помощью электрода из железа – свыше 100 кг;
  • при монтаже шайбы формируется тяговое усилие – свыше 100 кг.

Классификация оборудования

Изучая вопрос о том, как выбрать споттер, необходимо помнить, что на российском рынке представлено несколько его видов, среди которых:

  • инверторный;
  • трансформаторный.

В зависимости от типа проведения ремонтных работ, сварочное оборудование условно разделяется на несколько подгрупп, в частности:

  • для проведения работ по рихтованию кузова и отдельных частей транспортного средства. Отличительной особенностью такой модели считается компактность и удобство держать в руке. В базовую комплектацию дополнительно входит обратный молоток и набор многочисленных насадок;
  • для выполнения контактной сварки кузовных панелей с дополнительным использованием клещей. Как правило, такие модели обладают небольшим запасом мощности, однако показывают эффективную производительность. Недостатком считается ограниченная сфера деятельности.

Споттеры, которые представлены на рынке могут быть:

  • однофазными – работают от сети 220 В;
  • трехфазными – питание осуществляется от сети 380 В.

В базовую комплектацию входит:

  • споттер;
  • различные крепежные элементы;
  • обратный молоток;
  • клещи – как правило, производитель отдает предпочтение пневматическим.

Необходимо помнить, что в случае необходимости, любые дополнительные приспособления можно приобрести в любом строительном магазине. Настоятельно рекомендуется не экономить и приобрести качественную модель, которая обладает не только хорошими техническими характеристиками, но и долгим сроком эксплуатации. Это позволит в дальнейшем сэкономить на сервисном обслуживании.

Рабочий пистолет споттера

Как уже было сказано выше, основным рабочим органом споттера является пистолет. Если вы планируете постоянно использовать самодельный споттер в своей работе, то лучше приобрести заводской пистолет. Если же такой аппарат нужен вам для нерегулярного применения, то можно собрать для него рабочий орган из подручных средств.

Пистолет споттера в сборе с обратным молотком

В качестве таких подручных средств обычно используют монтажный клеевой пистолет или рабочую часть от полуавтоматического сварочного аппарата. Сделать удобную и надежную ручку для самодельного пистолета можно из гетинакса или текстолита толщиной 12–14 мм, вырезав из них две одинаковые прямоугольные части. В одной из таких частей делается углубление, в котором помещается кронштейн, необходимый для крепления электрода. Здесь также можно разместить лампочку, кнопку для включения подсветки и переключатель, отвечающий за подачу импульса.

Очень ответственно следует подойти к изготовлению кронштейна, в котором будет крепиться сварочный электрод. Делается такой кронштейн из медной трубы квадратного или прямоугольного сечения. Сам электрод изготавливается из сплошного медного прутка, диаметр которого должен составлять 8–10 мм. Очень удобно, если конструкция вашего самодельного пистолета будет такой, что заменять в нем электрод можно будет без разборки.

Чтобы подключить пистолет к самому споттеру, необходимо использовать сварочный и контрольный кабель, в котором должно быть 5 жил с сечением 0,75–1 мм2 каждая. Три жилы контрольного кабеля подключаются к переключателю «Импульс», две – на лампочку, отвечающую за подсветку и ее выключатель. Конец сварочного кабеля тщательно зачищается и запаивается в отверстие в кронштейне.

Это интересно: Стыковая сварка — технология, режимы, аппараты и оборудование

Споттер, его применение и конструкция

Такой инструмент используется для выравнивания вмятин автомобиля тогда, когда ремонт извне невозможен. Им можно нагреть часть металла, и при этом повреждения кузова будут незначительными.

В частности, он используется в таких целях:

  • рихтовка кузова;
  • выравнивание поверхности кузова без потребности его разборки.

Колоссальная и незаменимая польза от этого аппарата заключается в его использовании для выравнивания кузовных частей, когда доступ к определённым деталям ограничен из-за специфического строения автомобиля. При рихтовке повреждённых частей кузова специальный крепёж устройства приваривается к деформированной поверхности, а затем вытягивает её наружу. Также следует отметить, что споттер способен при работе нагревать металл, и это способствует быстрому выравниванию, получению жёсткости и нужной формы.

Работа такой конструкции заключается в точечном вытягивании повреждённой детали по принципу действия молотка.

Выглядит это следующим образом:

  • обратный молоток аппарата закрепляется на кузове с помощью сварочного импульса;
  • ручник устройства необходимо протянуть по направляющей к себе, при этом опорная шайба остаётся на месте.

Самый простой споттер имеет 2 режима:

  • временный, когда на поверхности закрепляется кольцо;
  • сварочный — применяется лёгкая сварка электрода с поверхностью, когда аппарат крепится к автомобилю.

«Хаммер»

Споттер «Хаммер» — это ручной аппарат, предназначенный для самостоятельного кузовного ремонта. Также он подходит для применения в условиях небольших СТО. Устройство отличается экономичностью за счет медной проводки. Судя по отзывам, это весьма качественное оборудование. Работать с «Хаммером» очень удобно – соответствующие индикаторы вовремя предупредят о перегрузках.

Споттер многофункционален, как говорят отзывы. С ним можно приваривать клепки, уничтожать вмятины, восстанавливать ребра жесткости. Это далеко не полный перечень возможных работ.

Особо можно выделить простоту устройства – оно оснащено специальной упрощенной настроечной системой. Для активации споттера нужно один раз нажать кнопку. Для комфорта производитель оснастил аппарат поворотным регулятором, который позволяет просто выбрать инструмент и затем менять уровень мощности. В комплекте имеется необходимый набор расходников для споттера.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий