Что такое экстрактор и как ним выкрутить сорванный болт

Назначение и принцип действия

Винтовые крепления могут повреждаться. Без специального инструмента для извлечения сломанных болтов тут не обойтись

Не важно, отваливается шляпка или сам стержень. Для их выкручивания нужно за что-то зацепиться

Для данных манипуляций производители разработали и наполнили рынок популярными моделями экстракторов.

Основная область применения прибора – мастерские по ремонту машин и мебели, а также при строительстве и проведении ремонтных работ на объектах. Он – незаменимый помощник для выкрутки испорченных шурупов, саморезов, дюбель – гвоздей. При помощи маленьких экстракторов можно разобрать складные ножи или иные конструкции на винтовых креплениях.

Разновидностей подобных устройств множество. Они отличаются функционалом, размерами, характеристиками, конструктивными особенностями, и используются для выполнения конкретной задачи. Подбирается самое подходящее устройство.

Принцип действия:

  1. В сломанном болте или шпильке просверливается отверстие по центру.
  2. Внутрь вбивается клин вывертки.
  3. После полного зацепления начинается процесс извлечения обломков крепежа.
  4. Берется обычный рожковый гаечный ключ или специальный метчикодержатель. Держась за хвостовик вывертки, поврежденный метиз не спеша выкручивается.

Эффективные способы выкручивания сорванного крепежа

Теперь рассмотрим, как без специальных стержней высверлить сломанный болт. Сорванную шпильку или болт можно вывинтить и без помощи экстракторов, но все зависит от ситуации. Если слом произошел уже на выходе из резьбы, и часть тела крепежа выступает над поверхностью, то можно попробовать докрутить его пассатижами, ключом или другими инструментами.

Есть несколько действенных способов удалить отломанную деталь. Предварительно нужно выполнить несколько подготовительных шагов:

  • очистить рабочую поверхность от мусора, грязи;
  • обработать резьбу машинным маслом или средством против ржавчины. Ослабить внутреннее напряжение можно посредством ударов молотка по обломку или нагревания его паяльником, если это возможно.

Если слом образовался над резьбовой поверхностью, то есть смысл опробовать два метода извлечения:

  • Пассатижи и разводной ключ помогут убрать тело болта при условии, что резьба ослабла и она подвижна.
  • Болгарка и пила по металлу используются для формирования поперечного надреза в торце метиза. В это отверстие вставляется отвертка и элемент выкручивается.
  • Третий способ наиболее трудоемкий, но такой же эффективный. Потребуется сварочный аппарат. К поломанной детали подбирают болт со шляпкой приблизительно такого же диаметра. Сваркой его приваривают к обломку и без лишних усилий выкручивают старый крепеж.

Сложнее обстоят дела со сломом ниже поверхности. Чтобы выкрутить крепеж отверткой, понадобится дрель с тонким сверлом. Просверливают несколько отверстий, постепенно объединяя их в сплошной поперечный надрез. В него вставляют отвертку и пробуют вывернуть застрявший фрагмент.

Если болт сломался заподлицо с поверхностью, то можно попытаться высверлить его. Способ сложный и опасный, поскольку есть большая вероятность повредить резьбу.

Экстракторы для выкручивания сорванных шпилек и болтов являются наиболее удобным, безопасным и эффективным методом извлечения обломанных фрагментов крепежей. Инструменты продаются как наборами, так и в единичном экземпляре. Комплекты приобретать выгоднее, поскольку они универсальны и применяются в разных ситуациях. Наборы долговечные и надежные, поскольку производятся из хромванадиевой стали.

Предыдущая запись Фундаментные болты Следующая запись Достоинства и характеристики антивандальных болтов

Как открутить сорванный винт

Для этого мы возьмем несколько вариантов.

1. Самый грубый, но в большинстве случаев помогающий. Просто надавите на отвертку, в сторону винтика и крутите с достаточным усилием, так трение повысится и следовательно, есть хороший шанс, медленно но верно выкрутить винт с сорванной головкой

Выполняя ремонтные работы, иногда возникает вопрос: как выкрутить болт или винт с сорванными гранями. Эта задача имеет несколько решений, зная которые можно раскрутить практически любые метизы. Даже в случае когда вы перестарались и сорвали головку или сломали шпильку, есть способы и инструменты, позволяющие вывернуть обломки крепежа.

Экстрактор для болтов – общие сведения

Он представляет собой приспособление, которое используется для выкручивания обломанных болтов. Выглядит экстрактор, как стальной стержень, на одном конце которого расположен клин или левая резьба. Форма данного инструмента очень похожа на бородок или добойник. Размеры экстракторов варьируются и данный параметр будет зависеть от диаметра болта, который требуется извлечь. Специалисты рекомендуют не ограничиваться наличием в хозяйстве одного единственного экстрактора, а сразу лучше запастись целым набором, дабы быть готовым к любой нестандартной ситуации (обычно в набор входят приспособления для работы с резьбой под размеры от М1 до М6). Для надлежащего выкручивания крепежного изделия, для начала необходимо произвести его зацеп. В этих целях в центре шпильки, посредством сверла, выполняется углубление – оно нужно будет для дальнейшего заклинивания в нем конического или цилиндрического инструмента, с помощью коего и произойдет извлечение застрявшего элемента.

Современные разновидности экстракторов

В зависимости от эксплуатационных и конструктивных особенностей, выверты для болтов подразделяются на следующие модификации:

  • Клиновидные – они имеют конусную граненую форму и работают по принципу простого клина, который вбивается в имеющиеся отверстие на обломанном основании застрявшего крепежа. После вбития и фиксации приспособления, его требуется постепенного проворачивать гаечным ключом. Использование данной модели сложностей не вызывает, главное – это учесть, что отверстие для выверта должно располагаться прямо в центре основания крепежного элемента. Если данное правило нарушить, то прикладываемые во время вращения усилия будут смещены, а это, в свою очередь, не позволит извлечь сломанный элемент. К тому же, возникнет риск поломки самого экстрактора.
  • Стержневые – эти приспособления имеют вид граненого стержня и своим принципом работы очень походи на клиновидный инструмент. Их тоже нужно забивать в просверленное отверстие в обломанной шпильке, далее заклинивать и выворачивать с помощью ключа. Главный минус стержневого типа – некоторая сложность при извлечении выкручиваемой детали.
  • Спирально-винтовые – являются самыми распространенным типом, эффективны и удобны в использовании. Также обладают конусной формой, на которую уже нанесена правая или левая резьба (для выкручивания всех типов резьб). Подобные экстракторы не забиваются в деталь, а аккуратно вкручиваются в отверстие в крепеже, после чего клинятся и вместе с крепежным элементом извлекаются одновременно и равномерно. Необходимо заметить, что использование спирально-винтового экстрактора вкупе с гаечным ключом потребует наличие специального воротка.

Наборы инструментов для извлечения крепежей

Подобные наборы очень легко найти в любом специализированном строительном магазине. Естественно, что практичнее приобретать сразу целый комплект, чем единичные инструменты. Большую популярность приобрели наборы с маркой «универсал», т.к. с их помощью легко минимизируются физические и временные затраты на выкручивание различных болтов, невзирая на сложность сложившейся ситуации. В таких наборах находятся не только экстракторы с различными диаметрами, но и дополнительные инструменты, необходимые для выкручивания сломанных болтов, такие как:

  • Воротки или гаечные ключи;
  • Сверла;
  • Втулки для гаечных ключей;
  • Втулки для поддержания направления сверла в отношении центра сломанной шпильки.

Составные элементы подобных комплектов отличаются долговечностью и особой надежностью, так они выполнены из закаленной или хромированной стали.

Способы извлечения поломанных болтов

Итак, процесс извлечения напрямую будет зависеть от того, в каком именно месте застрял обломок.

  • В том случае, когда болт сломался на одном уровне с поверхностью предмета, для его извлечения понадобится дополнительный слесарный инструмент, необходимый для разметки центральных лунок, называется кернер. С его помощью можно с высокой точностью наметить место в центре поломанной детали для дальнейшего сверления. После разметки высверливается лунка, куда потом вставляется стержень экстрактора, после чего обломок детали спокойно выкручивается.
  • Когда болт поломан ниже уровня поверхности предмета, то для его извлечения вначале потребуется в образовавшееся углубление вставить направляющую втулку, которая прилагается к набору инструмента. После чего нужно сделать глубокую лунку в застрявшей детали при помощи сверла. В том случае, если диаметр застрявшего болта окажется очень большим, то сперва следует использовать небольшое сверло. В полученную лунку вставляется стержень нужного размера и вбивается при помощи молотка. Затем устанавливается сама втулка и выкручивается болт.
  • Если же место разлома детали оказывается выше уровня крепежа, то сперва устанавливается направляющая втулка, после чего делается углубление в застрявшем болте. В полученное углубление вставляется стержень и выкручивается кусок болта.

Работать с экстракторами болтов достаточно просто, и особых навыков совершенно не требуется. Единственное, о чём всегда нужно помнить, — просверливать лунку нужно строго по центру, чтобы избежать смещений в какую-либо сторону. В противном случае могут возникнуть проблемы с извлечением обломка детали.

Посредством применения специальной жидкости

Как выкрутить болт без помощи молотка и паяльной лампы? Опытные мастера вам посоветуют обзавестись керосином, тормозной жидкостью или специальным составом WD-40. Проникнув во все щели, средство смажет резьбу и разрушит ржавчину. Конечно, чтобы эффект был положительным, после обработки вам придется еще некоторое время подождать. В большинстве случае на это уходит около часа, реже – 10 часов.

Если крепление не поддается, а вы все же прикладываете силу, то, вероятнее всего, оно сломается. В дальнейшем на демонтаж такого болта у вас уйдет гораздо больше времени и сил. Что же делать, если крепежный элемент все же сломался? Как выкрутить обломанный болт в таком случае? Для этого существует несколько способов.

Альтернативные способы выкрутить болт с сорванными гранями

Этот старый испытанный способ выводил из тупика во время ремонта многих.

Конкретный случай. Сломался болт крепления рычага передней подвски на старенькой Suzuki Ignis. Причём расстояние между проушинами кронштейна рычага не позволяло ни забить ни вкрутить экстрактор в обломок. Сварка в этом случае оказывается самым эффективным средством открутить сломанный болт.

Суть приёма заключается в следующем.

Подбираем гайку подходящего диаметра, надеваем на сломанный болт и привариваем. Если болт сломался вровень с поверхностью детали, максимально точно фиксируем гайку по центру болта. Варим

Осторожно, без рывков, выкручиваем сломанный болт за гайку

Важно!

Отсоедините клеммы АКБ! Обеспечьте сохранность проводки, шлангов, пластмассовых изделий от расплавления и возгорания!

Допустим, что экстрактор и сварка Вам недоступны. Тогда, если болт сломался в резьбе, применяем

Высверливание — отличная возможность окрутить болт без граней

Прежде всего, рассчитаем диаметр сверла. Формула для стандартной резьбы проста — из диаметра болта (резьбовой части) вычитаем величину шага резьбы.

Следующий важный момент — как избежать увода сверла в сторону? Для предотвращения такой неприятности существуют кондукторы. Кондуктор (упрощённо) это пластина с отверстиями. В отверстиях перпендикулярно закреплены направляющие втулки (гильзы), соответствующие диаметру сверла. Кондуктор фиксируется на детали, гильзы совмещаются с отверстиями со сломанными болтами. Можно сверлить! Именно гильза будет препятствовать отклонению сверла.

Кондуктор незаменим, если необходимо удалить сломанный болт из алюминиевой детали. Особенно если ею будет головка блока цилиндров двигателя.

Выбивание остатков металла

Можно также сочетать высверливание с выбиванием остатков сломанного болта при помощи выколотки.

Такой приём используют в случае, если резьбовые отверстия сквозные. Начиная со сверла наименьшего диаметра, сверлим обломок. Когда »стенка» его достаточно ослабнет, удаляем её выколоткой. Затем зачищаем резьбу метчиком.

Таким способом можно, например, избавиться от обломков шпилек крепления приёмной трубы к выпускному коллектору на ВАЗ2114-15 не снимая последний с двигателя.

Нагревание для того, чтобы вывернуть болт с сорванными гранями

Рассмотрим и такую ситуацию — нет экстракторов, сварки, кондуктора и хороших свёрел. Как вытащить болт, если он сломался?

Решить задачу можно (и иногда очень успешно) можно путём нагревания деталей докрасна. После остывания они станут податливей и вполне могут выкрутится зубилом, кернером и т.д.
Описанные способы выкручивания сломанных болтов не являются исчерпывающим, универсальным ответом на задачи такого рода. Для наглядности — просмотрите материал на видео.

https://youtube.com/watch?v=dC8kJmFPx-s

Спасибо за внимание!

Болт с сорванными гранями

Сейчас мы разберемся, как же как выкрутить болт с сорванными гранями. Как правило, причины этой беды кроются в том, что:

  • Детали, которые держал болтик, оказались смещены неестественным образом. Это приводит к его зажиманию и порче.
  • Сам болтик при закручивании был сильно затянут.
  • Инструмент, которым его затягивали, был не того размера и использовались подручные средства (отвертки или стамески часто подкладывают в ключи большего размера при отсутствии подходящих маленького).

Перед тем, как выкрутить сорванный болтик или гайку, нужно провести некоторую подготовку. Это позволит вам потратить меньше времени и усилий, а порой и сберечь дорогостоящее оборудование.

Последовательность действий

  • Покрыть соединение жидкостью, которая поможет откручиванию. Такой жидкостью может случить знаменитая WD-40, тормозная жидкость или керосин. Не торопитесь, дайте жидкости сделать своё дело. Как показывает практика, минут на тридцать, а то и час можно смело оставлять деталь в покое.
  • Возьмите любой подручный инструмент и легонько, не сильно, постучите по метизу со всех доступных сторон. Ваша цель, в данном случае, не запустить болтом как шариком для гольфа, а всего лишь слегка расшатать его на месте его крепления. Во время выполнения данного мероприятия есть опасность повредить резьбу, так что соизмеряйте силу и замах.
  • Если есть возможность и пространство, попробуйте нагреть болтик. Для этого подойдет газовая горелка. Убедитесь в отсутствии возле рабочего места легковоспламеняющихся жидкостей и предметов. Убедитесь также перед началом прогрева, что в случае непредвиденной ситуации вам есть куда отступать. Не прогревайте деталь открытым огнем в закрытых помещениях. Лучше открыть ворота или переместить болтик на воздух. Опаленные таким способом ржавчина и жир превратятся в пепел, и перестанут препятствовать откручиванию болтика.

Однако часто случается, что заклинивает именно тот винтик, к которому никак не подобраться с горелкой или инструментом для простукивания. В этом сложном случае следует болгаркой или любым подручным инструментом типа зубила сделать на сохранившейся шляпке глубокий пропил. Он и станет той зацепкой, которая позволит вытащить весь болт.

Теперь можно, зацепившись за этот выступ, попробовать открутить неподдающийся шуруп. Упритесь в выемку отверткой, и совершая легкие удары по ее рукоятке молотков в сторону откручивания (не по часовой стрелке), потихоньку проворачивайте болт.

Советы по грамотному подбору и эксплуатации экстрактора – это полезно знать любому мастеру!

Напоследок хотелось бы сделать нашим читателям несколько полезных рекомендаций, поскольку практические знания оказывают куда больше помощи, чем теория.

На том же AliExpress или AliBaba можно встретить весьма выгодные предложения ФОТО: aliexpress.com

Чтобы ещё больше облегчить процедуру выкручивания, можно добавить машинное масло, WD-40 либо иную другую смазку, поскольку они максимально повысят скольжение.

При добавлении смазочных материалов помните, что лучше не сочетать их с чрезмерным нагревом поверхностиФОТО: o-ladagranta.ru

Не стоит забывать, что метизы вкручиваются не только в металл. При разрушении болта в толще дерева или бетона вы также можете использовать экстрактор – правила эксплуатации остаются те же.

При работе с древесиной избегайте больших оборотов – это может привести к возгоранию и непредвиденным повреждениям материала ФОТО: vupe.ru

К сожалению, иногда даже самые изощрённые методы не могут помочь извлечь застрявшую внутри шпильку или шуруп. Но даже из такой ситуации есть выход, подобный решению загадки гордиева узла Александром Македонским – просто высверлить повреждённый элемент дрелью или перфоратором. Грубо? Да, но зато действенно!

Если вы опытный сварщик, можно попробовать заварить получившееся отверстие либо использовать впоследствии болт большего диаметра ФОТО: www.drive2.ru

Способы откручивания заржавевших деталей в домашних условиях

Демонтаж с помощью торцевой головки или накидного ключа

Если слой ржавчины не слишком большой, используйте торцевой либо накидной ключ. При этом инструмент должен иметь 6 или 12 точек контакта. Далее необходимо поочерёдно затягивать и ослаблять резьбу достаточно резкими движениями. Если это не помогло, обработайте поверхность с помощью металлической щётки, а затем нанесите одну из смазок, о которых говорилось выше. После того как средство начало работать, возьмите молоток и слегка постучите по креплению, чтобы сбить верхний слой. Затем снова используйте ключ, зажим должен ослабнуть. Для усиления эффекта можно надеть на ключ трубу или использовать инструмент без храпового механизма с длинной ручкой. Но будьте внимательны в работе, плохие и старые инструменты могут сломаться прямо в руках.

Используйте силу мышц и этот инструмент

Воздействие на гайки и болты высоких температур

Как вариант можно использовать нагрев для снятия детали. Возьмите паяльную лампу и прогрейте с её помощью крепление

Важно нагреть лишь одну сторону болта или гайки, чтобы она расширилась от высокой температуры и повредила слой ржавчины. Если такого инструмента под рукой не оказалось, можно использовать обыкновенную свечку

После нагрева облить деталь холодной водой, а затем снова взять в руки ключ. Единственный минус таких методов состоит в том, что они портят закалку металла.

Не используйте этот метод вблизи огнеопасных предметов и резиновых прокладок

Как открутить отвёрткой с помощью смеси масла для КПП и ацетона

Эффективной является смесь, приготовленная собственными руками. Она состоит на 50% из масла для АКПП и на 50% из ацетона. Использовать смазку необходимо несколько раз на протяжении нескольких часов, каждый раз оставляя её минимум на 40 минут. Иногда болт предназначается для отвёртки, в таком случае возьмите этот же инструмент или зубило и молоток. Затем с помощью ударов постарайтесь расшатать крепёж. Если вы не боитесь экстремальных методов, используйте цинк либо серную кислоту. Изначально необходимо сделать небольшой бортик из пластилина или воска вокруг крепежа. Затем в образовавшееся углубление положить кусочек цинка, сверху налить химический элемент. Через сутки проблема будет решена. Таким же образом можно открутить прикипевший винт на смесителе.

Закручивание до упора

Немаловажным способом является так называемый «метод от противного»: чтобы расшатать крепление прикипевшей детали, стоит не откручивать её, а наоборот, попытаться закрутить потуже, до конца. Так ход болта или гайки станет более свободным, что в конечном итоге поможет в снятии ржавого крепления.

Полный демонтаж

Если все эти способы оказались безрезультатными, то крепление нужно будет разрушать. Сделать это можно несколькими способами. Если вы работаете с болтом, нужно его высверлить и нарезать новую резьбу. Также можно использовать специальный инструмент, например, съёмник гаек. Он затягивает деталь, под давлением она трескается, благодаря чему гайка может быть снята обычным ключом. Наиболее радикальным способом является применение болгарки. Достаточно просто распилить болт вдоль, используя диск по металлу.

Причины возникновения повреждённых болтов

Возникновение проблем с использованием болтов обычно связано со следующими причинами:

  • Рассматриваемый способ прикрепления деталей считается надёжным, однако в некоторых случаях он не предотвращает их смещения под действием механических воздействий. В результате возникает перекос или повреждение крепежа.
  • Мастер, который затягивает болты, иногда делает это слишком сильно. Если их в течение долгого времени не раскручивают, впоследствии это может потребовать значительных усилий.
  • Распространённой причиной закипания болтов является появление ржавчины. Она может скрепить детали так, что раскрутить будет невозможно.
  • При неаккуратной работе иногда пользуются ключом большего размера или другим плохо подходящим инструментом. Это может привести к слизыванию граней болта.
  • При долгом соединении может происходить явление диффузии. При этом атомы металлов постепенно проникают в соседние части крепежа. Такое прикрепление развивается медленно, но за несколько лет становится прочным.

По этим и другим аналогичным причинам возникают соединения, которые сразу обработать не получится. В подобных ситуациях требуется знать способы того, как выкрутить болт с сорванной головкой.


Высверливание болта с помощью дрелиИсточник sdelai-lestnicu.ru

Основные методы удаления обломков

При обычном выкручивании болта случаются разные ситуации. Головка может отломиться ниже уровня поверхности, или выше. Место слома влияет на то, как без особых усилий выкрутить сломанный болт.

Перечень стандартных манипуляций выглядит так:

  • Обломок покрывают смазкой или растворителем ржавчины, если деталь старая.
  • Подбирают диаметр извлекателя, и, исходя из его величины, высверливают отверстие в центре тела винта (для точного определения центральной точки используют направляющую втулку, имеющуюся в комплекте).
  • Вкручивают или вбивают инструмент, прочно заклинивают его.
  • Зафиксированный экстрактор выкручивают вместе с застрявшим метизом, применяя ключ или вороток.

После извлечения деталь следует поместить на твердую поверхность и несколько раз ударить по ней молотком. Это поможет ослабить болт и освободить инструмент. При использовании винтового инструмента обломок просто выкручивают.

Далее рассмотрим принцип работы, если слом образовался в нетипичном месте.

Ниже поверхности

В углубление помещают направляющую втулку подходящего диаметра. Сверлом углубляют отверстие. Для крупного винта первоначально подбирают сверло меньшего размера. Потом вбивают вывертыш, устанавливают вороток и выкручивают шпильку.

Выше поверхности

Техника выкручивания аналогичная предыдущей. Также потребуется направляющая втулка, сверление отверстия и экстрактор, которым извлекают поврежденную деталь.

Слом заподлицо

В этом случае направляющую втулку вставлять некуда. Для нахождения центральной точки, которая требуется для высверливания отверстия, понадобится кернер. Далее процедура повторяется: вставляется стержень и извлекается обломанный болт.

Почему могут открутиться колеса автомобиля?

Мысленно представляя себе картину откручивающегося колеса внедорожника, несущегося на полной скорости по трассе, понимаешь, что последствия этого могут быть ужасные. К великому сожалению, это не фильм ужасов, а страшная правда жизни. Такое происходит нередко. Но давайте без эмоций проанализируем ситуации, в которых это становится возможным.

  1. Шиномонтаж.

Случай из жизни. Пришло время поменять передние тормозные диски. Хорошо знакомый автослесарь быстро и прилежно выполнил эту работу. Человек он скрупулезный и педантичный, поэтому заказчик в нем не сомневался. К тому же, периодически проходит профессиональное обучение, вероятно, за свои деньги. Это добавляло ему ценности и престижа в глазах клиентов.

Буквально, через день после этого владелец авто выбрал время, чтобы самостоятельно «переобуть» резину. Как всегда, приготовившись к солидному усилию, чтобы скрутить болты переднего водительского колеса, хозяин машины был шокирован – болты сорвались легким непринужденным движением баллонного ключа, хотя можно было открутить и пальцами.

Слесарь, наживив болты, не затянул их после опускания машины.

Водителя спасла предусмотрительность и желание заранее встретить надвигающиеся морозы. Мораль: рекомендуем Вам постоянно контролировать все работы посторонних исполнителей, связанных с монтажом колес. Даже, если знаете и уверены в этом человеке. Это Ваша жизнь.

  1. Качество металла.

К сожалению, прилавки магазинов заполонили метизы и крепления из низкокачественной китайской стали. Термин «усталость» металла можно отнести к любому металлическому изделию, но некоторые китайские болты, шпильки и гайки «устают» в разы быстрее. Не скупитесь на качественные метизные крепления и проверяйте их на предмет повреждения резьбы.

  1. Несоответствие оригиналу

Часто можно наблюдать как водители внедорожников бездумно крепят штампованные стальные диски болтами с коническими головками и думают, что «и так сойдет». Не повторяйте такие трюки. Только если посадочное место колесного диска предусматривает коническую или сферическую головку болта или гайки, можете пользоваться такими соединениями.

  1. Неправильное усилие

Не затягивайте крепления пневматическими гайковертами и не перетягивайте болты, даже если делаете это вручную. Ошибаетесь, если думаете, что лучше затянешь – надежней будет. Нитки резьбы тянуться, повреждаются и могут привести к отрыву колеса на резком маневре. В любом случае, несколько подобных монтажей приведут резьбу в негодность.

  1. Повреждение ступицы и грязь

Вследствие беспечной езды по ямам ступица получает повреждения. Может возникнуть деформация и люфт в движении. Со временем это повлечет разбалтывание и откручивание колеса.

Монтируя колесо привалочной плоскостью к ступице, обратите внимание на то, чтобы обе прилегающие плоскости были чистыми. Со временем грязь выбьется и появится люфт, который будет повреждать резьбу шпилек или болтов

  1. Вор

Вы могли случайно спугнуть вора, который положил глаз на Ваши шикарные литые диски или покрышки. Болты сорваны, но негодяй не успел снять колесо. Не зная об этом и не проверив состояние креплений, Вы начинаете движение и … Об этом написано вначале главы.

Всегда проверяйте состояние колесных дисков, целостность резьбы, насколько погружены болты в посадочные отверстия дисков и берегите себя.

ORW диск усиленный стальной MERCEDES 16×8 5×130 d84.1 ET-19 черный №46 Размер: 16х8

Рассверловка: 5×130

Ц.о.: d84.1

Вылет: -19

Цвет: черный

Цена: 3 850 руб.

рекомендованная розничная подробнее

ORW диск усиленный стальной с бэдлоком УАЗ 15×7 5×139.7 d110 ET0 черный №104 Размер: 15х7

Рассверловка: 5×139.7

Ц.о.: d110

Вылет: 0

Цвет: черный

Цена: 8 280 руб.

рекомендованная розничная подробнее

Причины обрыва шляпок на болтах

Если столкнулись с ситуацией, когда на болте сорвана шляпка, то в первую очередь возникает вопрос, что делать? Мало кому интересно, почему это произошло, главное найти выход из сложившейся ситуации. Как выкрутить сломанный болт экстрактором, подробно описано выше, поэтому обязательно необходимо выяснить, что становится причиной таких последствий. Зная причину, в будущем вы сможете предотвратить возникновение таких ситуаций. Причинами обламывания шляпок болтов следующие:

  1. Прикипание — случается, когда деталь испытывает сильные температурные нагрузки
  2. Коррозия — самая частая причина, с которой борются на протяжении веков. Ржавый болт очень трудно выкрутить, и практически невозможно, зависимости от степени коррозии
  3. Низкое качество. Все чаще встречается продукция низкого качества, которая портится не при откручивании, а еще на этапе завинчивания. Такой продукции необходимо остерегаться, иначе понадобится часто пользоваться экстракторами
  4. Износ — резьбовые соединения испытывают разные нагрузки, в том числе, и механические. К примеру, если колесо на авто прикрутить одним болтом, то от воздействия большой нагрузки произойдет обрыв шляпки
  5. Вращение в неправильную сторону для выкручивания — стандартные крепежи закручиваются в правую сторону, а выкручиваются в левую, но есть и нестандартные устройства. Они имеют обратное направление резьбы, что необходимо знать, иначе попытка выкрутить болт, обернется слизыванием граней шляпки или ее обрывом
  6. Неправильно выбранный гаечный ключ — в таком случае скорее слизываются грани, чем срывается шляпка

Большинство этих причин можно устранить. Возьмите за правило смазывать все виды резьбовых соединений смазочными веществами. Это исключит вероятность прикипания и коррозии соединений. Никогда не используйте болты низкого качества, так как сегодняшняя экономия обернется завтра необходимостью еще больших затрат.

Это интересно!В любом случае, как бы там не было, если получается так, что при вывинчивании болта срывается его шляпка, то не спешите с действиями. Тщательно продумайте всевозможные варианты. Какие другие способы есть для выкручивания сломанных крепежных соединений, описано ниже.

Состав набора

Как правило, продаются целые комплекты экстракторов с несколькими насадками — до пяти штук, предназначенных для извлечения крепёжных элементов различных форм и размеров. Лучше всего приобретать экстракторы в наборе, а не по отдельности, поскольку в них включаются всевозможные насадки и дополнительные элементы, необходимые для работы.

  • В набор включены свёрла различного размера. Всего их пять штук. Причём каждый из пяти экстракторов, предлагаемых в наборе, имеет свой уникальный порядковый номер и диаметр.
  • Специальные втулки, предназначенные для качественного выкручивания при помощи гаечного ключа.
  • Все типы стержней.
  • Втулки, необходимые для установки направления свёрл по центру заклинившей крепёжной детали.

Как видно, подобные инструменты весьма удобны в отличие от отдельных инструментов, поскольку являются универсальными.

Причины обрыва шляпок на болтах

Экстрактор можно использовать во многих ситуациях, но иногда он оказывается бесполезен. Лучше всего в принципе избегать обрыва шляпок. Для этого нужно понимать, по каким причинам происходит поломка крепежей:

  1. Прикипание. Если деталь подвергается сильным температурным нагрузкам, извлечь ее становится намного сложнее. Шляпка при попытке выкручивания просто обрывается.
  2. Коррозия. К такому же результату приводит сильная ржавчина. Она дополнительно снижает прочность шурупа, он не выдерживает интенсивного механического воздействия.
  3. Износ. Резьбовые соединения обычно испытывают определенные нагрузки. Если давление слишком сильное, то произойдет деформация шурупа, и случится обрыв шляпки.
  4. Низкое качество. Иногда крепежи ломаются по причине того, что изготовлены из хрупкого материала. Такое случается с дешевыми винтами.

Вызвать срыв шляпки может выкручивание не в ту сторону. Если резьба у крепежа нестандартная, то попытки извлечь винт вращением в привычном направлении приведут к поломке.

Избежать большинства проблем, приводящих к обрыву шляпок, помогает смазывание шурупов перед закручиванием

Назначение и принцип действия экстрактора

Иногда случается так, что винтовое крепление в силу разных причин повреждается, и без специальных приспособлений выкрутить крепеж не представляется возможным.

Сломаться может сам стержень крепления или отваливается его шляпка, также нередко слизываются грани шлица шляпки, так, что зацепиться не за что, в таких случаях для демонтажа винтовых крепежных элементов используют специально для этого предназначенные экстракторы.

Этот инструмент является незаменимым для извлечения обломанных болтов из места посадки, например, автослесари используют его для выкручивания шпилек из блока цилиндров, крепежа из головки блока цилиндров, из постели распредвала, из выпускного коллектора, для выкручивания поврежденных или прикипевших намертво колесных болтов из ступицы и других аналогичных случаев.

Также экстракторы можно использовать для извлечения саморезов, шурупов и дюбель-гвоздей, когда шлицы их шляпок слизаны.

С помощью экстракторов маленьких размеров очень удобно разбирать складные ножи и другие конструкционные устройства, где используется винтовые крепления.

Винтовое соединение может повредиться в самой неожиданной ситуации, и тогда быстро и без особых усилий извлечь сломанный крепеж без повреждения посадочного места можно только с использованием экстрактора.

Каждый вид этого инструмента имеет свой специфичный принцип действия, который будет наиболее подходящим и эффективным в определенных случаях.

Принцип действия клиновидного экстрактора

Нужно по центру сломанного болта или шпильки просверлить небольшое отверстие достаточной глубины, а затем вбить в него клин вывертки.

За счет углов инструмента происходит плотное зацепление, благодаря которому появляется возможность выкрутить сломанный стержень крепежа.

Далее с использованием обычных рожковых гаечных ключей или специальных метчикодержателей ухватившись за хвостовик вывертки, выкручиваем поврежденный метиз.

Принцип действия внутреннего резьбового экстрактора

Частично похож с предыдущим вариантом.

Здесь также в центре стержня сломанного крепежа высверливается отверстие, в которое ввинчивается вывертка, как правило, с левой резьбой, соответственно поворачиваем инструмент против часовой стрелки.

За счет того, что резьба выкрутки конусообразная она плотно входит в высверленное отверстие и заклинивает в нем.

Таким образом, происходит крепкое зацепление экстрактора за тело сломанного крепежа, и при дальнейших поворотах он выкручивается по своей резьбе.

Такой шурупоизвлекатель может пригодиться в самых непредсказуемых ситуациях, где используются винтовые крепления.

Принцип действия внешних экстракторов

Отличается тем, что его используют только в тех случаях, когда поврежденный крепеж достаточного диаметра и выступает из основания.

Чаще всего внешние вывертки используют, когда присутствует шляпка болта, но ее грани слизаны и обычным ключом зацепиться не за что.

Процесс фиксации с болтом, у которого зализаны грани головки, происходит снаружи, для этого подбирается экстрактор нужного размера, и молотком набивается на шляпку болта.

Внутри внешнего экстрактора имеются острые грани, которые впиваются в материал слизанной шляпки болта.

Таким образом, происходит зацепление, после чего выворачивается поврежденный крепеж.

Внешние экстракторы в основном используют для откручивания болтов, у шляпки которых слизаны грани и в аналогичных ситуациях.

Также наружным экстрактором можно откручивать и гайки с поврежденными гранями, но только в том случае, если есть возможность насадить вывертку на гайку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий