Металлы и сплавы для художественной чеканки
Одним из наиболее распространенных материалов для выполнения художественной чеканки является красная медь, которая обладает исключительной вязкостью и пластичностью, легко восстанавливает свои свойства после отжига и достаточно легка в работе. Красная медь прекрасно принимает практически любые формы и допускает выколотку рельефа, имеющего большую высоту. Кроме того, медь хорошо прокатывается, что позволяет создавать из нее тончайшие ленты (фольгу) и листы толщиной не более 0.05 мм. Латунь, представляющая собой сплав меди с цинком (в некоторых случаях в сплав добавляют небольшое количество марганца, железа, алюминия и др. металлов) также является отличным материалом для художественной чеканки. Большинство латуней обладает красивым золотисто-желтым цветом. Основные преимущества латуни заключаются в следующем: она хорошо паяется и сваривается как твердыми, так и мягкими припоями, легко обрабатывается на станках, чеканится, штампуется и прокатывается, замечательно полируется, причем полированная поверхность долго сохраняет свой первоначальный вид. Латунь хорошо адгезируется с различными гальваническими покрытиями: золотом, серебром, никелем. При этом по показателям пластичности латунь ничем не уступает красной меди, но обладает более высокой твердостью. Латуни, содержащие 3-12% цинка, называют томпаками и, как правило, используют для художественного оформления посуды, недорогих ювелирных изделий и разнообразных значков. Алюминий для художественной чеканки используют в виде алюминиевой фольги, которая длительное время сохраняет высокие показатели пластичности и не требует термической обработки. К тому же алюминиевая фольга дает возможность работать над одним орнаментом длительное время, исправляя и выравнивая погрешности. Алюминий легко и мягко чеканится, допускает глубокую вытяжку, однако к его отжигу требуется подходить с особой бдительностью, так как алюминий обладает довольно низкой температурой плавления. Для изготовления несложных металлических декорированных изделий можно использовать кровельное железо (листовую кровельную сталь), которое позволяет выполнять художественную чеканку без глубокой вытяжки. Такой вид чеканки носит название контурной чеканки с нанесением фактуры и опусканием фона. Хромоникелевая или нержавеющая сталь – материал современный и красивый, однако чеканится он с большим трудом. Нержавеющую сталь чаще всего используют для изготовления крупных декоративных экстерьерных изделий. Главное достоинство хромоникелевой стали заключается в ее высокой стойкости к коррозии. Для художественной чеканки применяют листовую нержавеющую сталь, имеющую толщину 0.5-0.8 мм. Также для чеканных работ используют никелевые сплавы, из которых самыми распространенными являются нейзильбер и мельхиор. Такие сплавы содержат большое количество меди (81% и 65% соответственно) в своем составе, за счет чего они обладают высокой пластичностью, легко принимают разнообразную форму и хорошо полируются. Что касается черных металлов (малоуглеродистая, мягкая сталь, предварительно протравленная и отожженная, носящая название декопир), то и их можно использовать для художественной чеканки. По сравнению с медью декопир является более трудным материалом в чеканке, однако в отделке он смотрится особо эффектно и неординарно. Декопир дает возможность создавать как маленькие декоративные чеканные изделия с различной фактурой, так и крупные объекты с высоким рельефом.
Крюк и трещотка
Эти изогнутые чеканы используют при работе с объемными изделиями. Их боевые концы не делают в виде расходников и лощатников, так как они предназначены только для создания общего рельефа. В отличие от трещотки крюк имеет два рабочих конца, один из которых заострен и используется для мелких деталей рисунка, а другой несколько скруглен.
Размеры этих инструментов зависят от обрабатываемого изделия. Однако не рекомендуется делать их из стали сечением больше 16 мм, так как при ударе молотка крюк и трещотка должны хорошо вибрировать.
Несколько слов о размерах вышеперечисленных инструментов. Для ювелирных работ применяются небольшие (диаметром 3–4 мм) чеканы, для работ средних размеров – около 6–8 мм в диаметре и больше. Для крупных композиций иногда используются деревянные чеканы, которые держат в кулаке, как зубило (рис. 107).
Рис. 107. Деревянные чеканы.
Хранить чеканы можно как в сделанных специально для этой цели ящиках, так и в высоком стакане, но в этом случае обязательно рабочей поверхностью вверх. В противном случае будет затруднен поиск нужного инструмента.
Применяемые материалы и инструменты
Металл, на котором планируется выполнять чеканку, должен обладать вязкостью, пластичностью, способностью изменять форму под воздействием силы, не разрушаясь, подвергаться полировке. К нему относят листы:
- меди;
- алюминия;
- латуни;
- мельхиора;
- нейзильбера;
- железа для кровли;
- стали нержавеющей малоуглеродистой и мягкой (декапиры);
- золота;
- серебра;
- фольгированные.
Материалы для чеканки имеют разную толщину, она варьирует в широких пределах от 0,5 до 3 мм и зависит от вида применяемого металла.
Инструменты, которыми пользуются чеканщики и любители мастерить своими руками, – это специальной формы чеканы, молотки и чертилки.
В работе используют чеканы, изготовленные из легированной инструментальной стали марки У7 или У8, диаметром 12÷15 см разного диаметра для создания:
- выпуклого шаровидного отпечатка (трубочки);
- сплошной линии в виде непрерывно идущих точек (обводные или расходники);
- контура будущего рисунка и отделки фона точками (канфарники или давильники);
- выравнивания фона (лощатники с поверхностью шероховатой или гладкой);
- просечки фона (сечки с разным типом лезвия: полукруглым, плоским);
- выколотки с изнанки (пурошники);
- отпечатка (фигурные).
Свой инструмент должен иметь каждый чеканщик, его можно изготовить самостоятельно. Для этого необходимо купить стальной прут определенного диаметра и изготовить чекан. Прежде чем придавать форму пруту, его необходимо нагреть до яркого красного цвета, остудить и лишь после этих действий приступать к изготовлению инструмента. После изготовления чекан подлежит закалке. В домашних условиях эту операцию можно выполнить с помощью паяльной лампы. Опять нагреть до красного цвета и опустить в машинное масло для медленного остывания.
Иногда используют чеканы, изготовленные из дерева, поэтому для нанесения ударов по такому инструменту понадобится деревянный молоток, называемый киянкой.
Молотки для чеканки должны быть со специальной формой бойка, рукояткой и определенного веса. Рабочая поверхность составляющих полированная. Рукоятка изготавливается из дерева, обязательно из неслоистых пород, должна быть изогнутой формы с закруглениями на конце. Вес должен соответствовать силе чеканщика. Это позволяет удобно разместить инструмент в руке и выполнять постукивания и удары с необходимой силой.
Чертилка необходима для перевода рисунка будущей чеканки на металл. Кроме того, может понадобиться такие слесарные инструменты, как рашпили, надфили, напильники, ножницы по металлу, лобзики, плоскогубцы, пробойники. Используется еще целый ряд приспособлений: посуда для варки смолы, ванночки для тонировки, подставки для инструмента, тиски, наждачный круг, шлифовальная и копировальная бумага, пластилин.
При выполнении работ понадобятся подсобные приспособления, такие как подложки и мешочки разной плотности, а также расходные материалы, которые используются для придания изделию защитных свойств, укрепляющих и украшающих его, а при необходимости позволяющие красиво оформить свой труд.
В качестве подложки используют пеньки деревянные из березы или липы, войлочные, резиновые или пластилиновые маты, плиты из свинца.
Историческая справка
С появления первых русских металлических монет прошло более тысячелетия, и на протяжении всего этого времени металлом основной денежной массы было серебро. Немалое место и значение в ней занимали золото и медь, и все же серебро во все века было вне конкуренции вплоть до прихода советской власти
Само слово «деньги» имеет тюркские корни, а в домонгольский период на Руси имело хождение слово-эквивалент «сребро», который наглядно показывает важность этого металла в ходовом денежном обращении
Первая медь в данном качестве появилась в смутные времена феодальной раздробленности на фоне скудости казны отдельных субъектов. А уже при Иване Грозном свет увидели и золотые денежные диски. Однако и те, и другие имели очень ограниченное хождение. И лишь при Петре Великом и медь, и золото обрели свое прочное место в денежном хождении на Руси и в международных расчетах. Но каждый металл стоит отдельного внимания.
Первые чеканные монеты
Для изготовления самых первых металлических деньг не использовались никакие машины, каждый монетный диск проходил через руки мастера, который вкладывал в изготовление денег свои навыки, знания и душу. Среди древних монет невозможно найти двух идентичных экземпляров, каждый из них был штучным. Продолжалось это несколько столетий, пока человек не придумал редуцирующую машину. Для производства монет начали использоваться вальцы, балансиры или молотовые снаряды. Разноплановость подходов к процессу чеканки оставила нумизматам богатейший материал для исследований и сбора коллекционных образцов.
Снятие бляшки, отжиг и отбеливание
Снятие со смолы и отжиг. За время перевода рисунка (канфарение), расходки по контурам и опускания фона металлическая пластинка от ударов чекана успела нагартоваться. Объясним, что это значит.
Все металлы и сплавы состоят из множества отдельных кристаллов, крепко связанных между собой. Их форма и размеры очень различны. В литой, медленно охлажденной болванке кристаллы могут быть величиной до нескольких сантиметров, а в механически обработанном листе они дробятся на тысячные доли миллиметра. Например, при чеканке кристаллы дробятся на множество мелких частиц.
С измельчением кристаллов значительно меняются механические свойства металлов. Пластичность, вязкость сменяются хрупкостью, жесткостью. Металл становится нагартованным. Чтобы вернуть металлу “пластичность, следует нагреть его до определенной температуры: структура металла изменится, мелкие зерна вновь сольются в более крупные, возвратится его способность пластически деформироваться.
Снимают бляшку следующим образом: острым зубилом и слесарным молотком или небольшой кувалдой (ни в коем случае не молотком для чеканки) сбивают натекшие валики смолы до обнажения кромок металла. В тех местах, где в смоле утоплены отогнутые в них уголки, нужно активнее углубиться в толщу битума. Когда обнажатся все четыре уголка, зубило подводят под бляшку и слегка, чтобы не помять, поднимают ее. Чаще всего бляшка легко отлипает от смолы. Если она сидит прочно, не снимается, следует сверху слегка прогреть ее паяльной лампой, а затем снять с растекшейся смолы монтировочным пинцетом или кузнечными щипцами.
Нередко на обратной стороне бляшки остается довольно большой слой налипшей смолы. Чтобы от нее избавиться и одновременно вернуть металлу пластические свойства, снятую чеканку помещают в пламя паяльной лампы или газовой горелки, нагревают до темно-красного цвета, постепенно переводя пламя от одного участка к соседнему. Так отжигают всю бляшку с обеих сторон. Постепенно смола выгорает, превращается в золу и легко осыпается.
Если чеканят композицию по алюминию, можно обойтись без промежуточного отжига, так как алюминий значительно дольше латуни и меди сохраняет пластические свойства. Если все же потребуется прогреть металл, то следует быть весьма осторожным” так как при температуре отжига меди и латуни алюминий разрушается. Чтобы не погубить чеканку, перед отжигом на пластинку алюминия наносят несколько черточек куском хозяйственного мыла и начинают нагрев. Мыльные полоски постепенно становятся охристыми, коричневыми, затем черными. В этот момент нужно отвести пламя, так как пластические свойства алюминию уже возвращены, а дальнейший нагрев может привести к расплавлению пластинки.
Отбеливание. От следов смолы и нагрева бляшка значительно темнеет. На латунной и медной поверхности при отжиге образуется окись меди черного цвета (CuO2) : 2Cu+O2 = 2CuO2, а на алюминиевой – корка окиси алюминия: 4А1 + 3O2=Аl2 O3. На таком темно-грязном фоне скрадывается выпуклость рельефа и углубленный контур. Чтобы в дальнейшем можно было нормально работать, бляшку нужно очистить, сделать опять блестящей, светлой. Этот процесс называют отбеливанием.
Медь и латунь отбеливают в соляной или серной кислоте. Окись меди вступает в реакцию и исчезает:
CuO + 2HCl-CuCl2+H2O.
CuO + H2SO4-CuSO4 + Н2О
Отожженную алюминиевую пластинку опускают в теплый раствор двууглекислой соды (NаНСО3) или едкого натра (NaOH). В результате реакции поверхность металла высветляется.
Отбеленную бляшку промывают теплой водой, протирают пемзовым порошком, опять промывают и просушивают в древесных опилках. На подготовленной таким образом пластинке можно производить выколотку рельефа.
Особенности медной чеканки
Медные листы являются идеальным материалом для изготовления художественной чеканки. Материал хорошо вытягивается, изображение получается объемным. Перед нанесением рисунка медный лист необходимо прогреть до красного цвета для улучшения эластичности. Чеканка по меди, как и по другому металлу или фольге, начинается с переноса эскиза. Для этого понадобится копировальная бумага и чертилка. На следующем этапе рекомендуется создать жировую поверхность. Это будет способствовать скольжению инструмента. Для операции понадобится пластилин.
Медная чеканка начинается с обработки контурными линиями заготовки с лицевой стороны. Изнаночный контур вытягивается после нанесения дополнительных линий с применением соответствующего операции чекана. Далее приступают к вытягиванию и корректированию основного объема, вытягивая его или опуская. Окончательный вид чеканке можно придать, выполнив тонировку, патинирование или оксидирование. Эти операции позволят изменить цвет медной чеканки, при этом используются специальные химические составы.
Решив выполнить свой вариант обработки чеканки, необходимо узнать тонкости выполнения той или иной операции. Многие материалы токсичны и требуют соблюдения правил техники безопасности не только при проведении работ, но и при хранении составов. Операции должны выполняться в вытяжном шкафу или в хорошо проветриваемом помещении, а посуда для хранения должна закрываться притертыми пробками. Перед нанесением декорирующего слоя и после операции чеканка промывается, обезжиривается и просушивается. В последнем случае используют опилки, которые легко впитывают в себя влагу.
Способы изменения цвета медной чеканки можно найти в интернете и воспользоваться рекомендациями, а можно придумать свой оригинальный метод.
Предлагаем посмотреть видео по чеканке на медном листе:
Волшебные птицы (панно-рондо) 2008 г. Алюминий, медь, латунь; чернение, холодная эмаль 90 х 90 см
Волшебные птицы (фрагмент панно-рондо) 2008 г. Алюминий, медь, латунь; чернение, холодная эмаль 90 х 90 см
Павлины (панно-рондо) 2008 г. Алюминий, медь, латунь; чернение, холодная эмаль 90 х 90 см
Райские птицы (панно-рондо) 2013 г. Алюминий, медь, латунь; чернение 80 х 80 см
Павлины (панно-рондо) 2013 г. Алюминий, медь, латунь; чернение 80 х 80 см
Ягоды и цветы (панно-рондо) 2008 г. Анодированный алюминий; холодная эмаль 70 х 70 см
Ягоды,цветы и птицы (панно-рондо) 2008 г. Анодированный алюминий; холодная эмаль 70 х 70 см
Орнамент Барокко (панно) 2009 г. Латунь; чернение 60 х 60 см
Повторная насмолка
Когда поднятие рельефа закончено, детали уточнены и проверены, бляшку снимают со смолы, отжигают, отбеливают, промывают, сушат в опилках и опять насмаливают лицевой стороной. Когда смола затвердеет, уточняют высоту больших рельефных масс. Чрезмерно высокие выпуклости “гасят” чеканами-лощатниками. Если при выколотке рисунок оказался сбитым, контуры восстанавливают рас-ходником, зачеканивая все лишнее. При обработке выпуклой поверхности чекан нужно ставить под прямым углом к обрабатываемой плоскости рельефа. Чекан как бы лепит форму в металле (рис. 44).
Рис. 44. Процесс лепки формы чеканом-лощатником
Обычно чеканка создается не “отдельными мазками”, а общим скольжением чекана по поверхности, – непрерывными, частыми ударами. Смягчение и “зализывание” формы, как правило, не требуется, ведь фактура отпечатанных следов чекана передает материальность изделия, созданного из металла.
Вместе с уточнением рисунка и обобщением рельефа на заключительном этапе работы прочеканивают графические подробности отдельных деталей композиции. В руках мастера вновь оказывается расходник, которым он наносит легкие, штриховые удары по выпуклой форме.
Когда отмоделированы все элементы композиции, можно перейти к выравниванию углубленных планов, нанесению (если это необходимо) матовой фактуры на фон или отдельные выпуклости рельефа. Углубления выравнивают лощатником, а фактурную насечку производят канфарниками и рисунчатыми чеканами. Фактура может иметь характер равномерно рассеянных точек или представлять собой орнаментальные завивы пунктирных линий.
Углубленные точки на фоне получаются от удара чеканом-канфарником по лицевой стороне, а выпуклые – с оборотной.
Сочетание фактурного фона и блестящего выпуклого узора создает выразительный декоративный эффект.
Готовую чеканку снимают со смолы, отжигают и сушат обычным путем.
Выполнение художественной чеканки своими руками
Чеканка, выполненная своими руками, украсит любой интерьер, это хороший подарок друзьям и сослуживцам, может даже стать прибыльным делом. И необязательно быть художником. Сейчас в интернете можно найти множество рисунков. Добавив к ним свой вкус, фантазию и освоив азы чеканки, можно создавать уникальные шедевры.
Для начинающих рекомендуется выполнить сначала чеканку с простым рисунком. Так можно научиться выполнять перевод рисунка на пластину, обводить контур изображения расходником, опускать фон лощатником, создавать объем пурошником, отделывать фон камфарником. И только испробовав все инструменты в деле и получив положительный результат, приступать к художественному оформлению работы любой сложности. Рисунок чеканят только правильно подобранным инструментом, поэтому необходимо его купить или изготовить самостоятельно, а также правильно подобрать подсобные приспособления и технику исполнения. Но и не забыть про обустройство рабочего места. Оно должно быть удобным и хорошо освещенным.
Инструменты
Для работы мастеру-чеканщику необходим набор специальных инструментов и приспособлений. Профессионалы с многолетним опытом обладают целой инструментальной базой, насчитывающей десятки и сотни различных устройств. Начинающие чеканщики обходятся несколькими инструментами.
Смотреть галерею
Для изготовления несложного изделия требуется набор четырех- или восьмигранных кованых чеканов:
- канфарник — чекан в форме толстой иглы с закругленным концом;
- расходник — прямой, плоской или радиусной формы в виде отвертки инструмент;
- сечка — острозаточенный чекан в виде зубила, предназначенный для глухой или сквозной просечки материала;
- лощатники — разнообразные инструменты плоской формы для лощения — выравнивания основы.
Для полноценной работы также требуются приспособления слесарного назначения, различные фиксаторы, прижимы, тиски и грузы. Не обойтись и без деревянных молотков (киянок).
Необходимые инструменты
Для изготовления вашей первой чеканки по фольге потребуется следующее:
- плотная фольга для тиснения и чеканки;
- ножницы;
- лист плотного картона для подложки;
- палочка с закругленным концом (палочка для суши, либо тупой карандаш, либо закругленный конец рукояти кисточки);
- мягкая подложка (тонкий фетр, журнал и т.п.).
Для детских поделок лучше выбрать пищевую фольгу в рулонах или листах. Такие поделки будут обладать низкой прочностью и нуждаться в дополнительной защите. Для подростков и взрослых, уверенно обращающихся с острыми предметами, можно взять банку из-под лимонада или пива.
К набору инструмента можно добавить клеевой пистолет с запасом клея.
Собираем многослойный «бутерброд»: плотная подложка, мягкая подложка, фольга для тиснения и чеканки, шаблон рисунка. Кусок фольги для тиснения чеканки следует отрезать раза в два больше, чем площадь рисунка, чтобы можно было подвернуть края за подложку.
Тонкую пищевую фольгу можно несколько раз скомкать и расправить, чтобы она приобрела фактуру мельчайших складочек. Микрорельеф заметно оживит рисунок и даст запас фольги для оформления выступов
Требуется большая осторожность и терпение для того, чтобы не порвать фольгу
Сначала обводим контуры рисунка, держа палочку под углом к поверхности, с таким же примерно наклоном, как и ручку при письме. Вести палочку нужно медленно и равномерно надавливая, без лишних усилий и рывков. Если фольга порвется, лист придется заменить и начинать все заново. После наведения контура можно приступать к заполнению фона. Здесь палочку следует держать вертикально или близко к вертикали. Существует несколько техник заполнения:
- Точечкой.
- Черточками.
- Волнами.
- Кружочками.
Выразительности рисунку добавит тщательная прорисовка линий деталей и заполнение части из них фоновым узором. Разные детали рисунка можно заполнять тиснением разной формы.
Следующий этап чеканки или тиснения по плотной фольге — раскраска. Есть несколько техник, доступных любителям. Самая простая – это выполнение тиснения закругленным кончиком мягкого карандаша. Графит будет заполнять углубления и давать визуальный эффект, похожий на чернение серебряных изделий. Другая техника-покрытие одних частей рисунка краской-серебрянкой из алюминиевой пудры, а других — бронзовой краской. Консистенция краски должна быть сколь возможно густая. Это ускорит высыхание и создаст дополнительный визуальный эффект.
И, наконец, завершающий этап — свободные концы фольги, выкроенной с запасом, заворачиваются за плотную подложку и приклеиваются к ней. Поверх наклеивается еще один лист плотного картона, чтобы скрыть концы листа фольги.
Существует вариант технологии, при котором контур рисунка переносится с шаблона на плотную подложку и обводится «колбаской» клея из клеевого пистолета. После сверху накладывается фольга. Такой способ позволяет сделать линии рисунка не впадинами, а выпуклостями. Кроме линии рисунка, из клея можно сформировать фоновые зоны выпуклости. Этот художественный прием добавит вашему изделию дополнительную рельефность и выразительность.
Сегодня мы вам продемонстрируем мастер-класс по изучению техники чеканки из самой обычной фольги быстро и легко своими руками для детей поэтапно. Чеканка – это древнее искусство художественной обработки тонкого листа металла, вид металлопластики. В старину подобные изделия были очень дорогими, так как способ их изготовления был весьма трудоемким. Металлический лист приходилось тонко расплющивать вручную, а затем с ювелирной аккуратностью и точностью наносить на него точечный рисунок при помощи специальных инструментов. Такая техника применялась, например, для изготовления окладов икон, где сочеталась с другими способами украшения металлической поверхности: гравировкой, чернением и вставками из драгоценных камней.
Виды чеканки
В зависимости от формы предмета и сложности рисунка чеканка бывает:
- Ажурной, по виду похожей на металлические кружева. Работу начинают с высечения фона, затем по подготовленным линиям проводят завершающую высечку. Поскольку толщина ажурных перегородок невелика, при проведении отжига необходимо следить, чтобы они не расплавились. Ажурную чеканку часто наносят на объемные предметы как финишную отделку.
- Контурной, которая чеканится на листовом металле без заранее нанесенного рельефа. Визуально такая чеканка схожа с гравировкой, но отличается от нее выпуклыми или вогнутыми формами. Этот способ применяют для изготовления декоративных элементов интерьеров и для нанесения орнамента на плоские поверхности.
- На объемных предметах. Самый трудный по выполнению вид чеканки, так как рисунок выбивают на изогнутой поверхности. Однако опытные мастера справляются с работой без особых затруднений.
- Рельефной. Ее также относят к категории сложных видов. Работу начинают с выколачивания контуров рисунка, затем изображение делают рельефным. На завершающем этапе выравнивают детали изображения и полируют.
Чеканка в современной России
В наше время монетные производства оснащены настолько высокотехнично, что способны чеканить миллионы денежных знаков автоматически, быстро и в самых сложных конструктивных вариантах. Человеку осталось лишь контролировать этот автоматический процесс. Горячая штамповка ушла в прошлое благодаря массе преимуществ холодного чекана, удешевляющего процесс и дающего максимально качественный результат:
- Исключены затраты на нагрев металла.
- Не образуется окалина.
- У полученного образца нет шероховатости.
- Размер, форма и изображение на монетах получаются абсолютно идентичными.
- Металл гораздо меньше подвержен разрушению в долгосрочной перспективе.
Более легкое, быстрое и качественное производство монет делает его более дешевым, но это касается только массовых тиражей. Сколько стоит чеканка монет на заказ, зависит от множества факторов и рассчитывается индивидуально, но итоговая калькуляция выглядит куда более внушительной. Монеты из твердой стали также сильно удешевляют чеканку, но дают немалый процент брака (чему, впрочем, всегда рады современные коллекционеры).
Однако в целом характер получения металлических денег не претерпевал больших изменений на протяжении последних 200 лет. Все также в процесс включаются этапы работы художников и граверов, которые занимаются изготовлением штемпелей и маточников. Конструкция чеканочных станков также осталась прежней в своей основе, но получила электронную начинку и постоянно оснащается блоками, позволяющими усложнить итоговую конструкцию и ускорить процесс.
В наше время, в отличие от царской эпохи, монетные тиражи считаются государственной тайной и официально не публикуются. Но с определенным допуском точности сведения, конечно, становятся известными и определяются по косвенным признакам, например, достоверно известно, что ежегодные тиражи каждого номинала в среднем выпускаются десятками миллионов штук. Это не касается памятных и юбилейных монет.